Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Креатив
Креатив — в голове. Как связаны творчество и нейробиология
18 сентября 2018 14 893 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Стремление к творчеству — уникальная черта, присущая только человеку. Но что стимулирует нашу творческую энергию, как ею управлять и совершенствовать? Ответы — в книге «Креативный вид», которую написали нейробиолог Дэвид Иглмен и композитор Энтони Брандт. Рассказываем про 6 фактов, которые помогают нам создавать прекрасное и стремиться к креативному: писать стихи и тексты, придумывать музыку, делать скульптуры и строить здания.

Человек жаждет нового

Наша жизнь состоит из повторяющихся событий: мы встаем в одно и то же время, завтракаем, идем на работу, делаем перерыв на кофе. Таким образом наш мозг экономит энергию.

Но на самом деле мы не хотим предсказуемости. Неожиданности вдохновляют.

Они помогают отключиться от автопилота и прочувствовать то, что мы испытываем. Когда в силу вступает повторение, внимание угасает: шутка уже не кажется смешной, игра не интригует своим результатом. Мозгу нравится, когда картина мира обновляется.


«Креативный вид»


Источник

В результате действия этого нейронного механизма хорошие идеи недолго сохраняют свое очарование. Вот, например, список бестселлеров 1945 года.

1. Кэтлин Уинзор. «Навеки твоя Эмбер»

2. Ллойд С. Дуглас. «Плащаница»

3. Томас Костейн. «Черная роза»

4. Джеймс Ульман. «Белая башня»

5. Синклер Льюис. «Касс Тимберлэйн»

6. Адрия Лок Лэнгли. «Лев на улицах города»

7. Джеймс Хилтон. «В памяти навсегда»

8. Самуэль Шеллабергер. «Капитан из Кастилии»

9. Гветелин Грэм. «Земля и высокие небеса»

10. Ирвинг Стоун. «Бессмертная жена»

Эти книги вошли в жизнь общества того времени, но о многих мы даже не слышали! А ведь в 1945 году они были у всех на устах. Всё потому, что человек неизменно жаждет нового: время проходит, бестселлеры устаревают, перемены неизбежны.

Предсказуемо, но не слишком

Мозгу требуется баланс между использованием имеющихся знаний и исследованием новых возможностей. Это непросто. К примеру, вы решаете, в какой ресторан пойти на обед. Вы предпочтете проверенное любимое место или какое-то новое? В первом случае вы опираетесь на знания, полученные ранее. А если решаетесь на гастрономический эксперимент, то сначала изучаете неизвестные возможности.

Мы хотим, чтобы мир был предсказуемым, но не слишком. Поэтому мы никогда не найдем идеала, касается ли дело причесок, шрифтов, литературы, моды, фильмов или автомобилей.

Если все слишком привычно, мы перестаем реагировать, если все слишком неожиданно — теряемся. Креативность рождается из этого напряжения.

Моделируя будущее

Человек моделирует будущее с детства. Ребенок воображает себя президентом, представляет, как погружается в сон во время полета к Марсу, героически борется с инопланетянами, захватившими Землю. Ролевая игра помогает ребенку представить новые возможности и получить знания об окружающем его мире.

Мы так привыкли размышлять о разных вариантах развития ситуации, что почти не отдаем себе отчета, что это творческое упражнение.


Источник

Бесконечно предполагая, что могло бы быть, мы создаем множество альтернативных реальностей. Например, если бы я пришел на вечеринку, то здорово провел время. Если бы согласился на эту работу, сейчас был бы богатым, но несчастным. Сами того не осознавая, мы проводим значительную часть жизни в воображаемой реальности.

Альтернативные миры

Альтернативные реальности становятся плодородной почвой для нашего воображения. Дар воображения открывает перед нами новые горизонты. Бизнесмен Ричард Брэнсон основал более ста компаний, включая организацию коммерческого космического туризма. Чему он обязан своим предпринимательским талантом? Умению представлять возможное будущее.


Источник

Вот ещё несколько примеров творческого моделирования:

  • Так Эйнштейн (мысленно) оказался в свободно падающем лифте в невесомости, чтобы понять концепцию времени;
  • Джонатан Свифт посетил острова великанов и лилипутов;
  • Филип К. Дик побывал в мире, где нацисты победили во Второй мировой войне;
  • Шекспир выразил, что думал Юлий Цезарь;
  • Альфред Вегенер перенесся в эпоху, когда все материки были единым сверхконтинентом;
  • Дарвин наблюдал происхождение видов.

Нам нужны другие люди

Творческая энергия других людей — ещё один «турбоускоритель» нестандартного мышления. Скотт Фицджеральд и Эрнест Хемингуэй дружили. Двадцатилетняя Мэри Шелли написала «Франкенштейна» тем летом, которое она провела в обществе Перси Биши Шелли и лорда Байрона. Чем объяснить взаимное притяжение творческих личностей?

Одинокий художник, затворник, отрезанный от мира и коллег по цеху, — это мифическое существо. Творчество — глубоко социальный процесс.


Источник

Даже Винсент Ван Гог, которого все читали одиноким творцом, не был чужд общению. Он переписывался со многими молодыми художниками, обсуждал профессиональные темы, открыто критиковал коллег по цеху. Получив первый благосклонный отзыв, он в знак признательности отправил критику саженец кипариса. Вместе с Полем Гогеном Ван Гог строил планы создания колонии художников в тропиках. Не изгой, не отшельник, он был вполне активным участником общественной жизни своего времени.

Воспоминания и опыт

Творческая энергия не появляется из вакуума. Мы опираемся на собственный опыт и подручные материалы, чтобы изменить окружающий мир. Говорим ли мы об изобретении iPhone, производстве автомобилей или рождении современного искусства, создатели преобразовывают то, что унаследовали. Они впитывают окружающую реальность и управляют ею, чтобы моделировать потенциальные варианты будущего.


Источник

Вот история Лонни Джонсон, преуспевающую художницу-иллюстратора, которая в 2007 году перенесла инфекционное заболевание. Оно вызвало серьезное расстройство памяти. Память Лонни ограничена информацией о последних пятнадцати минутах ее жизни: она не помнит своего брака, развода, не помнит даже людей, с которыми встречалась чуть раньше в тот же день. И Лонни перестала рисовать, потому что не могла придумать, что именно изобразить. У нее не было никаких внутренних моделей, никаких новых идей, чтобы оригинально совместить их с виденным ею прежде.

Чтобы создавать будущее, необходимо прошлое. Мечтая об озарении, многие, образно говоря, выходят в грозу и ждут удара молнии. Но творческие идеи вырастают из существующих воспоминаний и впечатлений.


Источник

Новые идеи не рождаются в пламени молнии, а возникают от столкновения миллиардов микроскопических искр в бесконечных глубинах мозга.

История человечества — история бурного воображения: мы создаем многосложную среду обитания, придумываем замысловатые рецепты еды, одеваемся соответственно постоянно меняющейся моде, путешествуем на крыльях и колесах собственного изобретения. Человеческая изобретательность везде — потому что наш организм жаждет этого.

Обложка отсюда

Рубрика
Креатив
Похожие статьи