Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Я хочу писать. С чего начать?
10 сентября 2018 13 370 просмотров

Лиана Хазиахметова
Лиана Хазиахметова

Умение излагать мысли на бумаге — важный навык, который нужен всем. Написать заметку в блог, призыв о помощи в соцсетях, объявление о продаже телевизора — на первый взгляд, не нужно обладать особым мастерством, чтобы это сделать. Однако одни посты собирают тысячи лайков, другие остаются незаметными. Рассказываем, с чего начать большой писательский путь.

Избавляемся от дискомфорта и нерешительности



Писать профессионально

В книге «Писать профессионально» говорится о двух самых недооцененных барьерах у начинающих писателей. Это физический дискомфорт и нерешительность. Избавимся от них, а потом поедем дальше.

  • Физический дискомфорт

Продуктивные писатели знают, что прокрастинация нередко начинается из-за дискомфорта, поэтому относятся к своему организму как к «творческому партнеру». В частности они приучаются а) создавать для себя удобное и безопасное (эргономическое) рабочее место; б) следить за состоянием своего здоровья и в) устранять незначительные болевые ощущения, прежде чем они усилятся.

Эргономичность рабочего места дает возможность продолжительное время работать в комфортных условиях. Писательство — занятие времязатратное, поэтому стоит заранее позаботиться об удобном месте, где вы будете писать.

Даже здоровое тело подвержено ощущению дискомфорта при длительной работе в сидячем положении. Это ощущение способно свести на нет все попытки сосредоточиться. Поэтому продуктивные писатели обращают внимание на тревожные сигналы тела и вовремя предпринимают нужные действия. Почувствовав первые признаки усталости или напряжения, они тут же встают, чтобы размяться. Затем снова принимаются за работу. Начиная замерзать, они включают обогреватель, а почувствовав жару — вентилятор или кондиционер. И продолжают писать. Многие, прежде чем сесть за работу, едят пищу, богатую витаминами и микроэлементами, препятствующими возникновению сонливости. Любители кофе стремятся ограничить его потребление, чтобы, оставаясь энергичными, не перевозбуждаться.


Шоколад прибавит бодрости только на минут 5, затем придет чувство сонливости. Оно вам надо? Источник

Вывод: перед тем как сесть писать, убедитесь в удобстве рабочего места. Не пейте много кофе, чтобы не перевозбудиться, и не ешьте углеводную пищу, которая вызывает сонливость.

  • Нерешительность

Люди часто прокрастинируют, когда приходится принимать решение. И чем оно сложнее, тем серьезнее эта проблема. Суетливость при разрешении незначительных вопросов тоже изнуряет. Такая ситуация особенно характерна для писателей, потому что творческий процесс по сути — это бесконечный ряд больших и малых решений. Если вы будете прокрастинировать каждый раз, когда нужно выбрать подходящее слово, название или имя, то вас ждет болезненный писательский процесс. Тут все дело в перфекционизме, которому сопутствует страх во время принятия решений. Ведь перфекционист убежден, что должен сделать все правильно. Не-перфекционист, наоборот, остановится на первом пришедшем на ум слове, названии или имени. Его аргументы таковы: а) первоначальный вариант обычно самый верный и б) если это не так, то позже всегда можно внести исправления.

Поэтому учитесь принимать быстрые, даже немедленные решения как в писательстве, так и в других сферах жизни.


Писательство, как и жизнь, похоже на быструю езду, где решения о поворотах нужно принимать молниеносно. Источник

Часто решения откладываются из-за того, что они требуют дополнительных размышлений или приводят в замешательство, неудобны, неприятны. Не обращайте внимания на сопротивление, примите решение и действуйте. Нередко нерешительность — основная проблема тех людей, у которых оказывается переполненным электрон­ный почтовый ящик. Дополнительные трудности создает их стремление писать подробные витиеватые ответы, хотя достаточно лаконичного письма (а можно и вовсе промолчать).

Вывод: не ищите идеального слова. Пишите, как получается. Потом исправите 😉

Выбираем и формулируем тему

«Что я могу рассказать? Кто я такой? Почему кто-то должен тратить на меня время и тем более деньги?» Эти вопросы задает себе любой автор — даже известный, — если, конечно, он не нобелевский лауреат или графоман. Фокус в том, как обратить сомнения в плодотворную внутреннюю работу по синтезу темы, которую вы хотите раскрыть.


Автор, ножницы, бумага

Николай Кононов в книге «Автор, ножницы, бумага» рассказывает, как сделать первый шаг. Сперва необходимо осознать: каждому человеку есть что рассказать. Но это что-то иногда не совпадает с желанием автора. Ему хочется поделиться откровением насчет газовых турбин, а ценность представляет, например, его детский опыт беженца. Однако мы с вами попробуем все-таки совмещать желаемое и возможное. Главное, что никто не может вас дисквалифицировать как автора, потому что автор — далеко не всегда эксперт. Это рассказчик.


Великие произведения писались великими рассказчиками, а не экспертами. Источник

С каждым из нас случались истории — любые: семейные, профессиональные, медицинские, героические, — и каждый из нас так или иначе их формулировал и затем рассказывал. Пусть даже себе. Личный опыт достоин описания. Убеждение, что только коллективный опыт или исследование достойны публикации, — ошибка. Литература полна произведениями от первого лица, с частными историями — от «Исповеди» Аврелия Августина до книг Светланы Алексиевич, где она дает голос хору женщин-фронтовиков, спасателям из Чернобыля, ветеранам чеченской войны и другим «маленьким людям», а вовсе не титанам и первооткрывателям.

Писать надо о том, что вы хорошо и долго знаете, что вы пережили и переосмыслили, что горит в вашем сердце. Не обязательно это личный опыт. Мы разбираемся в окружающем мире и его феноменах, персонажах — точнее, можем разобраться достаточно глубоко. Если, конечно, речь не о сверхспециальных дисциплинах вроде общей теории поля. Какие-то вещи кажутся нам важными, какие-то — пустыми.

Есть простые критерии отбора и анализа, годится ли ваш объект внимания и связанная с ним тема для публикации:

  • текст должен сообщать что-то очень важное;
  • или нетривиально объяснять важные процессы;
  • или быть остро полезным читателю
  • или обосновывать свежую, касающуюся читателя закономерность и давать ей имя;
  • или рассказывать историю яркого героя.


Яркий человек — не обязательно известная личность. Источник

Итак, выбор и формулировка темы — половина успеха. Выбор может все погубить, а может продать историю на стадии идеи. Если у вас нет сногсшибательного личного опыта, ищите яркого героя, яркое явление, яркую теорию, которые резонируют с эпохой, историческим контекстом, современностью, насущными проблемами людей.

Разобравшись с общей темой, сформулируйте тему в двух предложениях. Двух. Причем простых, а не сложноподчиненных с хвостом из придаточных. Почему такое ограничение? Потому что это естественная длина внятного ответа на устный вопрос «О чем ты хотел рассказать?».

Если вы не можете сформулировать тему в двух притягивающих внимание читателя предложениях, значит, что-то не так.

Вот примеры формулировок, сделавших книги и статьи классикой.

Мозг во сне. Что происходит в нашей голове, пока мы спим

Подчинение авторитету. Научный взгляд на власть и мораль

Озарение. Сила мгновенных решений

Фрикономика. Мнение экономиста-диссидента о неожиданных связях между событиями и явлениями

Лайфхаки для начинающих писателей

  • Тяжело начать? Откройте социальные сети и начните писать статью в виде… сообщения другу. Так проще сформулировать мысли и писать человеческим языком.
  • Сидите перед чистым листом бумаги и никак не можете начать? Возьмите первое предложение откуда угодно — хоть из новости. Продолжать писать легче, чем начинать.
  • Хотите написать книгу? Начните с поста в блог. Освойте малые формы, затем приступайте к крупным.
  • Пишите короче. Тогда больше шансов, что ваш пост прочтут.
  • Следите, чтобы соседние предложения не повторяли одну и ту же мысль.
  • Первыми заметками поделитесь с верными друзьями. На данном этапе важна поддержка, критика может убить все творческое, что есть в вас.
  • Не стесняйтесь вдохновляться чужими работами. Даже если вы повторяете какие-то приемы, выражения, на выходе может получиться совершенно непохожий продукт.

Писательство затягивает. Позвольте себе окунуться с головой в это занятие. Просто начните писать.

По материалам книг «Писать профессионально», «Автор, ножницы, бумага»

Обложка поста: pixabay.com

Похожие статьи