Есть в жизни человека события, возле которых хочется поставить галочку. Например, «посетил 25 стран» — ✔️, «прыгнул с парашютом» — ✔️, «спел дуэтом с Бейонсе» — ✔️, «пожал руку Нилу Гейману» — ✔️. Где-то в этом списке у многих стоит строчка «написать роман». Грандиозная задача, которую вполне реально осуществить. Как?
Ответы — в книге «Создавая бестселлер» от Марты Олдерсон. Марта известна как Заклинательница сюжетов. Она расскажет, как написать глубокую, проникновенную историю и держать читателя в напряжении — с первой до последней буквы.
Создавая бестселлер
В вашей голове уже наверняка созрели сюжеты, которые так и просятся выйти на страницы гуглдока пухлого блокнота. Берите ручку и поехали: пора наколдовать текст с захватывающим содержанием, бьющимся сердцем и широкой душой.
Заклинательница сюжетов
Марта Олдерсон — настоящая «заклинательница сюжетов»: создатель многих пособий и курсов по писательству. Она рассказывает про приёмы, которые помогут сделать любую историю по-настоящему классной.
«Но чем эта книга отличается от миллиона других?» — спросите вы. А вот чем. Марта вводит два новых инструмента — сюжетную схему и эпизодную сетку. Показывает, как их применять, и разбирает на примерах текстов известных писателей — Марка Твена, Кормака МакКарти, Джека Лондона.
Написать хороший текст можно с помощью практических упражнений. Источник
Марта раскладывает большие тексты по кирпичикам, показывая, как устроена литература. В книге — много-много упражнений, а еще советы мастеров, отсылки к современной и классической прозе. Этот подход хорош не только для романов, но и для статей и постов-лонгридов.
Умирает король
А теперь разберёмся с сюжетом. Возьмём фразу: «Умирает король. Умирает королева». Это два простых предложения. А вот «Умирает король. И королева умирает от тоски» — это уже настоящий сюжет.
Персонаж должен пережить эмоциональное развитие. Источник
Первый пример рассказывает читателю о том, что произошло. А вот во втором — мы видим причину, следствие и эмоциональное развитие персонажа: королева умирает, тоскуя по мужу. Здесь даже можно сделать вывод: любовь убивает.
Писатель = жонглер
Как же правильно работать с сюжетом? Представьте, что у вас в руках три мячика. Первый — драматическое действие. Второй — эмоциональное развитие персонажа. А третий — главная идея. Когда один мяч (сюжетный уровень) опускается, напряжение в истории падает, поэтому надо подкинуть в воздух другой — и накал снова появится.
Узнали, что это? Это сюжетная схема к первым двум главам «Приключений Тома Сойера» Марка Твена
Отточить работу с сюжетом поможет практика. Когда вы освоите жонглирование тремя мячами, сможете добавлять что-то ещё: внутренний сюжет, второстепенных персонажей, исторический контекст.
Главная идея
Спустя месяцы после прочтения какой-нибудь книжки многие не могут припомнить, что там происходило. Но даже через годы читатель будет помнить главную мысль произведения.
Вот примеры главных идей из известных произведений:
— Смелость всегда будет вознаграждена (Эрнест Хемингуэй, «Старик и море»).
— Человеческий дух способен выстоять даже в самых тяжелых испытаниях (Кен Кизи, «Полет над гнездом кукушки»).
— Увлечение богатством разрушительно для личности (Фрэнсис Скотт Фицджеральд, «Великий Гэтсби»).
Главная идея — дух произведения. Например, «Старик и море» — это история о необыкновенной отваге. Источник
Подумайте про свою главную идею: что читатель должен понять после прочтения истории? Зачем вы пишете этот текст? Что хотите сказать? Помните: ваша книга должна приносить больше, чем простое удовольствие от чтения. В ней должна быть главная идея — это дух вашей истории.
Силы против героя
В хорошей истории герой куда-нибудь движется, а внешние и внутренние силы постоянно препятствуют ему. Эта энергия борьбы между протагонистом (главным героем) и антагонистом подпитывает книгу. Держит в напряжении.
Борьба наполняет роман энергией. Источник
Стать хорошим писателем
Книга «Создавая бестселлер» поможет работать с любым текстом, где есть герои и события. Вы научитесь расставлять эпизоды по местам, выписывать колоритных персонажей, продумывать каждый шаг, чтобы история не теряла остроты и драйва.
Прочитав эту книгу, вы узнаете много полезного:
- Сколько страниц должно быть в вашем романе
- Замысел «X + Y + Z»
- Эпизод vs. пересказ
- Почему нужно ставить персонажу подножки
- Зачем нужна эпизодная сетка
- Как использовать флэшбеки
- Приложения с разбором известных произведений
Писательство дарит возможность транслировать идеи в мир, изучать под микроскопом свою жизнь и неустанно работать над собой. А заодно отыскать энергию — пламя, которое научит вас жечь глаголом. На всю катушку.
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам, чтобы каждую неделю получать самые крутые отрывки из книг, дополнительные скидки и участвовать в творческих челенджах.