Источник публикации
theoryandpractice.ru
Яна Франк, автор книг «Муза, где твои крылья?», «Муза и Чудовище» и дивных ежедневников, рассказывает, как интернет влияет на творческую самореализацию, чему не учат российских художников и зачем нужны конкуренты.
У некоторых людей есть творческий потенциал, но они боятся не преуспеть в той сфере, в которой бы им хотелось. Вы пишете, что эти страхи во многом родом из детства.
Обычно так складывается, что человек общается и развивается среди себе подобных. Например, люди, которые привыкли работать «на дядю» — знакомятся в фирмах, офисах, создают семьи, общаются с похожими людьми, воспитывают детей и у них вся семья такая до какого-то колена.
У меня есть читатели, которые пишут, что у них все в семье врачи и они не знают, как живут и зарабатывают художники — абсолютно серьезно. Поэтому они желают своему ребенку такой сценарий, в котором все очень понятно и предсказуемо: сделаешь вот эти шаги и будет тебе 25 лет стажа, пенсия и такие-то последствия. И не надо изобретать велосипед.
Другое дело, что они не понимают — изобретать велосипед точно также не надо и в «параллельных мирах», он там давно изобретен. Существуют бизнесы, которые работают с художниками, там тоже есть люди, которые умеют считать, руководить, делать деньги, увеличивать себестоимость, брать на работу новых сотрудников и все остальное. Но многие все еще думают, что художник — это такой человек, который всегда развлекается и просто рисует. Хотя у большинства нормальных художников есть свои агенты, своя ценовая политика, связи с галереями и магазинами, налоговые отчеты каждый год — в общем, все атрибуты нормального бизнеса.
Интернет повлиял на возможность заниматься творчеством?
Повлиял и очень сильно. Я знаю художников, которые мало пользуются интернетом, и они страшно отстают. Нужно смотреть, что происходит в мире. Сейчас почти все художники, которые работают в самых разных жанрах, вываливают свои работы в сеть. Это безусловно нужно находить и смотреть — чтобы знать, что происходит у коллег, там очень много интересного. И теперь это все можно видеть, не отходя от монитора.
Это сильно изменило жизнь, например, моей мамы, которой 62 года, она тоже художник. Мама не ездит по всему миру, в отличие от меня, но она с большим интересом впитывает все новые тенденции, находя их в интернете. Я считаю, что это совершенно фантастическая возможность — иметь свой онлайн-магазин и продавать свои работы по всему миру. Еще шесть, семь лет назад это было сложнее делать, не так хорошо работала логистика. Сейчас же довольно легко, сидя в каком-нибудь Берлине, торговать со всем миром.
Развитые страны в последнее время пытаются усиливать креативную экономику. Художники становятся звездами. Это облегчает жизнь людей, которые работают в творческих профессиях?
Проблема в том, что художники, которые становятся звездами, составляют очень маленький процент. Но между художником-суперзвездой и «никем» существует очень много возможностей. Допустим, в кинематографе можно спокойно называть себя актером, не снявшись ни в одном голливудском фильме, а снимаясь всю жизнь, скажем, в сериалах. Точно также есть и художники, которые, не являясь звездами, продают свои работы, имеют свой бизнес и живут счастливо.
Со стороны кажется, что это не так уж сложно понять. В чем проблема?
Проблема в том, что в российских вузах, там, где людей учат быть художниками, не учат жить на это. В Европе, например, студенту со второго курса начинают говорить: это ты продашь, а это нет, тут не мучайся, в этом направлении развивайся. Хороших студентов профессора отводят в галереи, где они начинают выставляться. Это уже прямые заработки. Сначала они выставляются на общей выставке. Если получилось, если что-то продали, следующий шаг — персональная выставка. Таким образом, к концу вуза у них уже есть галерейщик, который два раза в год ждет его персональную выставку. У меня в Германии есть курс, где я со студентами за время обучения зарабатываю деньги. Мы в первый день находим себе заказы, работаем над ними, в конце курса мы получаем за это оплату.
В России этому особо не учат. Поэтому, даже когда человек решил, что будет художником и отучился в вузе — он не знает кого спросить, что делать дальше. А старшие товарищи не делятся опытом, считая, что каждый новый коллега — это конкурент, который пытается оторвать кусок хлеба.
Возможно, потому что в российских вузах у художников мало предметов по маркетингу, связям с общественностью, где объясняют, что здоровому рынку нужна конкурентная среда. Вам будет плохо, если все будут рисовать хуже, чем вы. Вам нужно, чтобы у вас было несколько серьезных конкурентов на вашем уровне, несколько — на вашем уровне, но в другой нише. Должны быть конкуренты, которые слабее вас. И мэтры, до которых вам еще далеко. В Германии студентам объясняют, почему три художника в одном магазине делают больше денег, чем каждый для себя отдельно. Но и себя продвигать их тоже учат.
Полный текст интервью читайте на портале theoryandpractice.ru.
Книги Яны Франк:
Авторские ежедневники: