«Как устроено кино» — занимательный комикс, название которого говорит само за себя. Иллюстратор Эдвард Росс решил погрузиться в теорию и историю кинематографа, чтобы рассказать её понятным и доступным языком — в виде комикса — другим поклонникам кино.
Выбрали для вас три любопытных факта из этой книги.
Люди не боялись первого фильма
«Прибытие поезда» — немой документальный короткометражный фильм 1896 года, который был в принципе одним из первых фильмов, снятых и публично показанных братьями Люмьер. Долгое время ходила легенда, что первые зрители очень сильно напугались «двигающихся картинок». Более того, в некоторых описаниях упоминается, что люди даже стреляли в полотно проектора.
Как удалось выяснить Эдварду Россу, вопреки городской легенде, во время первых показов этого фильма зрители вовсе не убегали из кинотеатров с криками. Хотя автор и уверен, что все были весьма впечатлены новой технологией, но тем не менее, показ прошёл без особого шума.
Прототип первой кинокамеры появился благодаря лошадям
В 1872 году губернатор Калифорнии нанял Эдварда Мейбриджа, чтобы раз и навсегда разрешить загадку: бывает ли так, что во время бега рысью все четыре ноги лошади отрываются от земли? Мейбридж поставил вдоль скакового круга камеры, срабатывающие, когда лошадь рвала натянутую нить. Таким образом, у него получился набор последовательных изображений, которые доказали, что лошадь действительно поднимает все четыре ноги одновременно. В течение последующих десяти лет он довел процесс до совершенства и придумал зоопраксископ — предшественника кинокамеры, в котором можно было посмотреть на результат съемок.
В 1880-х годах он продолжил фотографировать лошадей, других животных и даже людей, что дало ученым возможность увидеть, насколько по-разному двигаются живые существа. На протяжении последующих десяти лет технику Мейбриджа развили прочие энтузиасты, например Луи Лепренс, который в 1888 году снимал движение на камеру с одним объективом.
Звуковое кино появилось в 1927 году
«Певец джаза», вышедший в 1927 году, был первым полнометражным фильмом, вышедшим с синхронным звуком. Картина открыла эру звукового кино знаменитой репликой: «Вы еще ничего не слышали». Даже до синхронного звука фильмы, по сути, никогда не были немыми — их показы сопровождали живые оркестры, граммофонные записи и даже рассказчики, которые разыгрывали диалоги для аудитории. И сами персонажи на экране часто изображали речь, в то время как смысл их слов передавался через выражения лиц, действия и интертитры.
Как утверждает Мишель Шион, эти подразумеваемые голоса существовали в воображении зрителя, несмотря на беззвучность кинематографа. «У Гарбо в эпоху немого кино было столько голосов, сколькими награждал ее каждый из поклонников. После появления звукового кино у нее остался один голос, ее собственный». Появление звука стало проблемой для многих звезд немого кино, чья популярность была подорвана, когда зрители услышали их порой неприятные голоса.
Ещё больше интересных фактов вы найдёте в книге «Как устроено кино».