Вы любите смотреть кино? Скорее всего — да. Ведь даже у поклонников чтения книг есть любимые актеры и фильмы. Вы наверняка слышали про братьев Люмьер и смотрели киноленты, которые, возможно, даже старше вас. Кинематограф — это удивительный и затягивающий мир, в котором есть место каждому.
Иллюстратор Эдвард Росс приглашает нас в путешествие по своим любимым фильмам, среди которых «Крепкий орешек», «Бегущий по лезвию», черно-белые ленты Чарли Чаплина и Бастера Китона, авторское кино Андрея Тарковского, хорроры «Муха» и «Техасская резня бензопилой». Он провел масштабное исследование и создал из него увлекательный комикс «Как устроено кино». Эта книга рассказывает теорию и историю кинематографа — от первых фильмов братьев Люмьер до 3D и хромакея.
Кстати, автор — один из главных героев книги. Он появляется в разных местах, то один, то в окружении известных персонажей и проводит нас по всей истории кинематографа. Готовы узнать несколько классных фактов из книги? Тогда гасим свет и смотрим на экран 🙂
«Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота»
Документальный короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота» братьев Люмьер впервые был показан на большом экране в 1896 году в Париже. Вопреки городской легенде, во время первых показов этого фильма зрители вовсе не убегали из кинотеатров с криками. Хотя, разумеется, все были весьма впечатлены новой технологией.
Запись движения
История фотографа и изобретателя Эдварда Мейбриджа невероятно увлекательна. Этот человек стал первым, кто начал применять несколько фотоаппаратов одновременно.
В 1872 году губернатор Калифорнии нанял его, чтобы раз и навсегда разрешить загадку: бывает ли так, что во время бега рысью все четыре ноги лошади отрываются от земли? Мейбридж поставил вдоль скакового круга камеры, срабатывающие, когда лошадь рвала натянутую нить. Таким образом, у него получился набор последовательных изображений, которые доказали, что лошадь действительно поднимает все четыре ноги одновременно.
В течение последующих десяти лет он довел процесс до совершенства и придумал зоопраксископ — предшественника кинокамеры, в котором можно было посмотреть на результат съемок. Что удивительно, несмотря на то что Мейбридж застрелил человека, любовника своей жены (по мнению Мейбриджа), суд не остановил его изыскания в области фотографии. Его действия признали «убийством в целях самозащиты». В 1880-х годах он продолжил фотографировать лошадей, других животных и даже людей, что дало ученым возможность увидеть, насколько по-разному двигаются живые существа. На протяжении последующих десяти лет технику Мейбриджа развили прочие энтузиасты, например Луи Лепренс, который в 1888 году снимал движение на камеру с одним объективом.
Первая запись официального мероприятия
Инаугурация президента США Уильяма Мак-Кинли в марте 1897 года — первая подобная церемония, когда-либо записанная на пленку.
«Нанук с Севера»
«Нанук с Севера» — это фильм, который мог закончиться совсем иначе. Режиссер Роберт Флаэрти изначально снял его в экспедиции 1914–15 годов и привез запись домой в США. Но он случайно сжег 9144 метра пленки, уронив на нее сигарету. Невзирая на неудачу, он вернулся в Арктику и переснял весь фильм. Получившаяся в итоге документальная лента стала классикой.
Владение телом в кадре
Одним из самых талантливых актеров немого кино был Бастер Китон. Человек, построивший карьеру на потрясающем владении своим телом. Китон известен тем, что выполнял все опасные трюки самостоятельно, сохраняя при этом каменное выражение лица. Во время съемок «Шерлока-младшего» (1924) Китон сломал шею, когда на него обрушился поток воды с водонапорной башни.
Диета ради кино
Кристиан Бэйл — актер, чье тело невероятно менялось в зависимости от фильма. Для роли истощенного Тревора Резника в «Машинисте» (2004) он похудел до 55 кг, а для роли Бэтмена в картине «Темный рыцарь: Возрождение легенды» (2012) поправился до 90 кг.
Сексуальность
Персонаж Меган Фокс в фильме «Трансформеры» (2007) является отражением последних тенденций изображения женщины в массовом кинематографе: она способна постоять за себя в любой ситуации. Но, тем не менее, главная цель ее появления на экране — демонстрация ее сексуальной внешности. Та же история с Сарой Коннор в первом и втором «Терминаторе», Черной Мамбой в «Убить Билла» (2003) и Ханной Хеллер в фильме «Ханна. Совершенное оружие» (2011).
Разные кадры для разных стран
Самоцензура сейчас равняется скорее на рыночные отношения, чем на властные структуры. Доходы от блокбастеров для американской киноиндустрии все больше зависят от мирового рынка. Потому такие фильмы, как «Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011) и «Трансформеры: Эпоха истребления» (2014), существуют в специальных расширенных версиях для Индии и Китая, в которые включены сцены с известными в этих странах актерами и продуктами, а в фильме «Железный человек 3» (2013) целая глава была показана только китайским зрителям.
Предсказание будущего
Среди изобилия нелепых прогнозов будущего в фильмах 1936 года было как минимум одно верное — предсказание начала Второй мировой войны с ошибкой всего на 16 месяцев. Вот несколько восхитительных фантазий на тему будущего человечества: «2001 год: Космическая одиссея» (1968), «Бегущий по лезвию» (1982) и «Интерстеллар» (2014). Эти фильмы позволяют почувствовать атмосферу будущего, богаты деталями и не кажутся надуманными.
Голливуд, Болливуд и Нолливуд
На Западе привыкли думать, что Голливуд — король мирового кинематографа. Однако Нолливуд занимает второе место по производительности среди индустрии национального кино, и Болливуд, а не Голливуд, стоит на первом. Болливуд лишь часть массивной киноиндустрии Индии, коллективно здесь производится более 1000 фильмов в год. Хотя 198 с экономической точки зрения Голливуд все же лидирует с большим отрывом и имеет такое масштабное кросс-культурное влияние, о котором другие киноиндустрии могут только мечтать.
Еще больше фактов, секретов, историй — в книге «Как устроено кино». А еще в ней можно найти рекомендации для дальнейшего просмотра и поугадывать нарисованных персонажей из самых известных фильмов. Этот комикс как черно-белая кинолента со всей ее неописуемой магией.
По материалам книги «Как устроено кино».