На вопрос «как привить ребенку любовь к книгам?» специалисты по детскому чтению наверняка дадут вам множество вдохновляющих советов. И если среди них будет совет купить комиксы, значит, перед вами хороший специалист. Годы наблюдений и множество научных работ говорят в пользу того, что комиксы самым положительным образом влияют на читателей-«нехочух»: делают чтение простым и увлекательным процессом, обогащают словарный запас, развивают мышление и воображения. У комиксов есть и другие преимущества, которые могут вдохновить вас на покупку целой полки для них. А то и двух!
Комиксы делают детей умнее
Дэн Хёрли, научный журналист и писатель, чьи статьи публиковались в таких изданиях, как The New York Times Magazine, The Washington Post, Neurology Today, в детстве считался очень слабым учеником. Учителя так и говорили его родителям, что надежд на интеллектуальное будущее Дэниеля Хёрли можно не строить. Особенно тяжело Дэну давалось чтение. Даже в начальных классах он с трудом постигал азы слогосложения. Скорее всего, ярлык, навешенный на него взрослыми, сработал бы, и мы не читали б книг Дэна Хёрли об исследованиях в сфере интеллекта. Но, к счастью, в его жизнь вмешался Человек-Паук. Тот самый — нарисованный подросток в обтягивающем трико.
Нельзя просто так взять… и надеть костюм Человека-Паука :). Автор фото David Whittaker
Дэн Хёрли сам рассказывает об этом в своей книге «Стань умнее»:
«В четвертом классе мне на помощь пришел Человек-Паук. Мой лучший друг по имени Дэн Фейгельсон, который жил в нашем квартале и к детскому садику уже запоем читал книжки, увлекся „Человеком-Пауком“ и другими комиксами Marvel в компании с еще одним мальчиком. А потом они вместе еще и принялись рисовать собственные комиксы. В ответ на такое подлое похищение моего лучшего (и, признаться, единственного) друга я тоже начал читать комиксы и жуткими каракулями строчить свои, с позволения сказать, литературные опусы. Вскоре мы с Дэном Фейгельсоном, весьма довольные, проводили дни в работе над новыми шедеврами, а о нахальном нарушителе прав собственности я больше не слышал. Мы даже убедили отца Дэна, доктора Фейгельсона, снять по нашему сценарию научно-фантастический фильм „Красная Рысь против Человека-Невидимки“! К шестому классу я стал круглым отличником».
Конечно, ни мы, ни Дэн Хёрли не утверждаем, что это исключительно заслуга Человека-Паука. Но Человек-Паук стал феей-крестной для «медленного» мозга Дэна и помог ему — в какой-то мере — разогнаться до уровня IQ 137. Забавно, что этой удивительной трансформации могло бы не произойти, не появись в жизни Дэна комиксы. Именно они помогали будущему ученому учиться читать, ассоциировать абстрактные слова с конкретным визуальным рядом и, соответственно, наращивать словарный запас.
История Хёрли — всего лишь одна из историй, на которые ученые обратили свое внимание, когда стали задумываться о том, что комиксы — это не просто веселые картинки для развлечения .
Многие люди визуалы. Они гораздо легче воспринимают, понимают и запоминают увиденную информацию, нежели услышанную или прочитанную. Соответственно, все, что показано в виде комикса, понимается и запоминается читателем лучше, чем страницы сплошного текста или часы устных объяснений. Разве вас не удивляло, с какой детализацией ребенок пересказывает сюжет приключений Бэтмена или каких-нибудь Лего-человечков, но при этом впечатляющие похождения капитана Врунгеля припоминает с трудом?
Мотивируют учиться читать маленьких детей
Редко какой ребенок пройдет мимо яркой книжки с динамичными картинками и не захочет узнать, что же в ней происходит. Все дети знают, что комиксы, как правило, имеют приключенческий или комедийный сюжет. Вот он первый стимул научиться складывать буквы в слоги, а слоги в слова.
Ребенок читает комикс, — источник.
Усиливают интерес к чтению
Даже читая короткие реплики героев, ребенок все равно читает. И если не ворчать по поводу того, что читает он мало или не то (на ваш взгляд), у ребенка интерес к чтению будет только расти. В комиксах тоже есть сюжет с развитием и конфликтами, героями-антагонистами и протагонистами, композиция, символика, проблематика. Поэтому переход от комиксов, от графических романов к текстовым происходит у юного читателя естественно и легко — в обоих направлениях. А неуверенных в себе читателей комиксы поддерживают небольшим количеством текста, благодаря чему ребенок только укрепляет свой навык чтения и перестает бояться больших объемов.
Обогащают словарный запас
У комиксов есть одно прекрасное свойство — они тут же показывают то, что происходит. И если по ходу сюжета встречается какое-то новое слово, значения которого ребенок еще не знает, то контекст — иллюстрации — в любом случае подскажет ребенку, как его толковать. Особенно это касается не предметных, а абстрактных понятий. Учителя иностранных языков, кстати говоря, активно используют эту особенность комиксов для обучения детей второму языку. Просто дают комиксы на иностранном языке, и спустя какое-то время дети начинают понимать значение новых слов интуитивно, опираясь на визуальный контекст.
Развивают мышление
Изображения в комиксах, как правило, выразительны, просты и информативны. История, вынужденная экономить на тексте, тщательно выбирает слова, чтобы передать сюжет, но в большей степени это делают все же иллюстрации. На страницах комикса может совсем не быть текста, и, тем не менее, сопоставив рисунки с собственным опытом и знаниями, ребенок поймет, какое время суток и года описывается, какие эмоции переживают герои, последовательность каких событий привела героев к происходящему. Листая комиксы, читатель неосознанно обрабатывает и анализирует большое количество информации и делает выводы, зачастую довольно сложные.
Многие учителя в Западной Европе и США так и сделали: они стали поощрять детей читать учебную литературу в виде комиксов.
Комиксы развивают эмоциональный интеллект
В силу своего малого жизненного опыта ребенок не всегда может правильно понимать эмоции и чувства других людей. Комиксы же дают возможность в них разобраться, причем не тратя много слов на описание переживаний героев. Видя развитие персонажей на протяжении многих страниц, ребенок проявляет к ним эмпатию, начинает лучше понимать внутренний мир не только положительных, но и отрицательных героев. А также свой собственный — через проекцию на персонажей.
«Суперухо» — книга, которая развивает эмпатию и пробуждает сострадание.
Комиксы позволяют донести до сердца детей трудности, с которыми сталкиваются их ровесники, особенно те, что считаются в обществе особенными, рассказывают о проблемах. Иной раз и слов не нужно, чтобы показать, как тяжело бывает человеку, который отличается от других. Например, если ему приходится носить слуховой аппарат, как героине комикса «СуперУхо», или если ты просто новенький и странный, как герой графического романа «Звездная, звездная ночь». По-настоящему приблизившись к внутреннему миру другого человека, пережив вместе с ним его историю на страницах комикса, ребенку уже не захочется смеяться или издеваться над кем-либо в жизни.
Комиксы помогают лучше понимать сложные и серьезные вещи
Известно, что чем ярче эмоциональный отклик, испытываемый нами во время чтения или просмотра фильма, тем лучше запоминается прочитанное или увиденное. Спустя много-много лет подробности сюжета наверняка сотрутся из нашей памяти, но фабула и эмоции, которые мы пережили, останутся с нами навсегда.
Зная эту особенность восприятия и видя мучения своих учеников на уроках литературы, Карен Гавиган, доцент University of South Carolina’s School of Library and Information Science, решила заменить часть сложных текстовых произведений на их графические аналоги. Первым опытом стал «Беовульф» — самая длинная поэма англосаксонской литературы, которого она заменила вышедшим в 1999 году комиксом Гарета Хайндса (на русский язык его комиксы, созданные по мифам, а также по произведениям Шекспира и Гомера, еще не переводились). Произведение сразу же превратилось для учеников в захватывающий триллер, удерживающий внимание читателя до последнего кадра. Ну да, Карен пожертвовала красотой аллитерационного стиха, которым написана вся поэма и который плохо представлен в комиксе, но зато дети в деталях запомнили происходящее и были впечатлены силой духа главного героя. Они еще долго находились под впечатлением от книги и могли легко поддержать беседу о ней с любым взрослым.
Говоря об эмоциональном переживании, которое способны вызывать талантливо написанные комиксы, нельзя не вспомнить «Маус» Арта Шпигельмана, удостоенный в 1992 году Пулитцеровской премии. Этот комикс вызвал настолько сильный резонанс в обществе, что в некоторых странах его вообще изымали из продажи. Например, у нас в России и в Германии. В Германии за изображение свастики на обложке, у нас — за это же и еще за то, что словосочетание «комикс о Холокосте» звучало непозволительно, ведь в сознании большинства людей до сих пор со словом «комикс» связано представление о шутке и несерьезности. Но «Маус» вовсе не шутил над одной из величайших трагедий истории. Он просто в формате графического повествования рассказал современному поколению об ужасах Холокоста и его значении в нашей коллективной памяти. Сегодня «Мауса» изучают в европейских и американских школах на уроках истории, и тема второй мировой войны и страданий еврейского народа больше не остается для учеников безликими страницами в учебнике.
Комиксы вызывают интерес к науке и выдающимся личностям
Если в российских школах вместе с классическими учебниками еще не выдают комиксы по физике, химии и алгебре, то это, скорее всего, лишь вопрос времени. Во многих государственных и частных школах США и Европы комиксы вот уже как несколько лет входят в учебные планы, так как показали свою способность легко и просто доносить до учащихся сложные абстрактные мысли. Пожалуй, нет такой дисциплины, с которой не смог бы справиться формат комикса, в него укладывается любая область знаний — экономика, статистика, теория эволюции, квантовая механика, молекулярная биология.
Совсем недавно пошла новая волна: одна за другой стали появляться биографии великих людей в комиксах — Альберта Эйнштейна, Винсента Ван Гога, Агаты Кристи, Карла Маркса, Ганди, Зигмунда Фрейда и других… Как признается Корин Майер, соавтор комиксов о Марксе и об Эйнштейне, до того как начать работу с графической биографией Эйнштейна, она почти ничего не знала о его личности. «Я знала почти все о жизни и творчестве Фрейда, понимала марксизм, но ничего не знала о личной жизни Эйнштейна! Работая над комиксом, я познакомилась с этим удивительным человеком ближе и разобралась в теории относительности».
Признание Корин дает в руки хорошему педагогу замечательный инструмент: ученикам, которые любят рисовать, можно давать задание создавать комиксы по биографиям писателей и ученых, а не писать похожие друг на друга доклады на много страниц. Ведь для того чтобы сделать даже простой комикс о ком-то, нужно сначала прочитать биографию героя, обдумать, выбрать из нее самое важное и интересно это подать.
И работа над графической биографией, и её чтение дают прекрасную возможность познакомиться с выдающимися личностями в увлекательной нескучной форме, и их уже будет трудно забыть. Сэм Хамфри, британский издатель комиксов (SelfMadeHero), считает биографические комиксы частью процесса сложного отхода от супергероев. Ученые становятся новыми супергероями — новыми ролевыми моделями для современного поколения!
Комиксы расширяют кругозор
Если перед ребенком положить учебники и научные комиксы на одну и ту же тему, как думаете, что вызовет у него больший интерес? А если предложить прекрасную серию томов из «Жизни замечательных людей» и стопку тонких книг с приятно нарисованными биографиями тех же замечательных людей? А впервые прочитать «451 градус по Фаренгейту» интереснее будет в традиционном варианте или графическом? Вопрос, в общем-то, риторический.
До тех пор пока к юному читателю не придет потребность в осознанном чтении, не упускайте возможность быстро и ненавязчиво расширить его кругозор. Да, это лишь поверхностное знакомство, но пусть оно будет: биографии, наука в веселых картинках, переложение классики… В будущем знания о ком-то или о чем-то ребенок непременно захочет расширить и обратится к полкам с «традиционными» книгами. А пока готовьте полку для комиксов и графических романов: помогающих начать читать, понять себя и других, вдохновляющих на хорошие поступки и, в конце концов, просто развлекающих, вызывающих яркие и живые впечатления от чтения.