Проанализируйте атмосферу в своем коллективе. Ответьте на следующие вопросы:
- Ваши коллеги скрывают свои слабости и ошибки от других?
- Критикуют других коллег?
- Не хотят обращаются за помощью, если это не входит в их служебные обязанности?
- Быстро делают выводы о намерениях и убеждениях других, не разбираясь в сути вопроса?
- Не интересуются опытом коллег и не прислушиваются к советам?
- Много времени и сил тратят на «изображение бурной деятельности»?, чтобы произвести впечатление?
- Не высказывают недовольства?
- Боятся совещаний и не хотят проводить время с коллегами?
Если на большинство вопросов вы ответили «Да», то у вас проблемы.
Недоверие — порок команды
В книге «Пять пороков команды» Патрик Ленсиони описывает болевые точки любого коллектива. Они выстраиваются по принципу пирамиды Маслоу: каждый из «пороков» становится фундаментом для другого. Все они разрушают команду изнутри и не позволяют достичь высоких результатов.
На первой ступени стоит взаимное недоверие. Оно возникает из-за страха показать свою слабость и уязвимость коллегам. Если люди боятся признаться в своих ошибках и скрывают их, то атмосфера внутри коллектива становится гнетущей. Один из признаков порока — высокая текучесть кадров.
Доверие — основа эффективной и сплоченной команды.
Без него работа команды невозможна вообще.
Доверять команде — значит быть уверенным в том, что никто не осудит тебя за маленький опыт или непрокаченный навык, не сделает о тебе выводы по первой же ошибке и не побоится попросить помощи, если она ему понадобится. Согласитесь, в офисе станет гораздо спокойнее работать, если коллеги не будут ждать друг от друга удара в спину. В команде должна быть атмосфера открытости и взаимопомощи, тогда она сосредоточится на работе, а не на самозащите и интригах. Это долгий процесс, ведь современный мир учит людей конкуренции.
Как создать атмосферу доверия?
Один из способов наладить отношения в офисе — собрать всех вместе и предложить каждому определить, какой вклад в общее дело внесли его коллеги. Кроме того, сотрудники должны назвать, в каком направлении им лучше развиваться или прекратить действовать. Каждого члена команды обсуждают по очереди, начинают обычно с руководителя.
Важно, чтобы высказались все, но чтобы собрание не длилось больше часа. Высказывать свое мнение о коллегах может быть рискованным, но обычно это приводит к позитивным и значительным результатам. Упражнение лучше периодически повторять, чтобы эффект становился более заметным.
Что должен делать лидер команды?
Чтобы избавить коллектив от порока недоверия, руководитель должен первым показать свою уязвимость. Главное, быть с коллегами искренним. Даже в успешных компаниях лидеры нарушают атмосферу доверия, если начинают упрекать подчиненных в слабости и открыто критиковать их работу. Публично коллег лучше хвалить, а не ругать. И это первая ступень к общему успеху.
Эмоциональное выгорание сотрудников приводят к массовым увольнениям, нарушению корпоративной культуры, сплетням, нежеланию работать и невыполнению планов. Всего этого можно избежать, но заботиться о микроклимате в офисе стоит не только директорам и учредителям. Это общее дело. Возможно, оно потребует много времени, но в итоге поможет улучшить работу. Удачи!
Фото обложки отсюда.