У любой проблемы есть множество путей решения. Мы предлагаем вам выбрать путь творчества. Это самый быстрый, удобный и, что самое главное, интересный способ разобраться с насущной проблемой. Начнём?
Не бойтесь ограничений
Дизайн — это превращение ограничений в возможности. Этот подход помогает мыслить нешабланно и экспериментировать с любыми форматами.
Когда японский модельер Исси Мияке создавал новую коллекцию одежды для путешествий, он превратил складки — неизбежное зло и ограничение для всех путешественников — в элемент специальной ткани. Одежда из его инновационной коллекции PLEATS PLEASE не требует глажки, идеально складывается и отлично сидит. Так он превратил ограничение в возможность.
Подумайте, какое ограничение есть в вашей жизни. Можете ли вы воспринять его как преимущество? Это станет точкой отсчета вашего творческого процесса.
Собирайте идеи
Вокруг вас тысячи людей, предметов и явлений, которые помогают с решением проблем. Главное — правильно сформулировать вопрос и успеть вовремя обнаружить ответ, ведь порой решения приобретают самую неожиданную форму.
Например, Стив Джобс признался, что идея магнитного разъема для блока питания ноутбуков Apple появилась благодаря японским рисоваркам. Проблема одна и та же: вы не хотите, чтобы рисоварка или ноутбук упали на пол, если кто-то нечаянно дернет за шнур. Так и появился знаменитый разъём MagSafe.
Умение отделить хорошую идею от контекста и применить в новой области — очень мощный инструмент.
Используйте фантазию
Постоянно экспериментируйте и старайтесь смотреть на вещи с разных углов. Возьмём, к примеру, такую обыденную вещь, как куриный суп. Что вы думаете об этом блюде? Слишком традиционно? Ассоциации с выздоровлением после болезни? Не вегетарианский? Не очень подходит для перекуса на ходу? Давайте изменим в нем что-нибудь и посмотрим, удастся ли его улучшить.
Что если заменить курицу тофу, исключить лапшу, добавить листовую капусту и кайенского перца для остроты… а потом сделать суп-пюре? И кто сказал, что суп должен быть горячим? А если его заморозить? Так, а как же его есть? А если вставить в него палочку, как в мороженое? Получится суп-эскимо.
Этот естественный процесс перехода от знакомого — супа-лапши — к придуманному — супу-эскимо — суть творческого процесса. Задавайте себе как можно больше вопросов, ищите ответы на них и воплощайте задуманное в жизнь. Ведь вы никогда не знаете, к каким великолепным изобретениям приведёт ваша фантазия.
Дизайн-мышление на практике
Отличным примером применения дизайн-мышления выступает IKEA. Когда основатель компании Ингвар Кампрад только начинал, у него было лишь общее представление о том, что впоследствии стало революционным подходом к мебельному бизнесу. Почти все элементы легендарной бизнес-модели IKEA — шоу-румы в паре с каталогами, разборная мебель в плоской упаковке, доставка и сборка силами самих покупателей — сложились со временем благодаря экспериментальным ответам на насущные вопросы.
Например, самостоятельный вывоз товаров стал центральной составляющей стратегии IKEA почти случайно. Однажды недовольные покупатели сами бросились на склад, потому что сотрудников, способных им помочь, не хватило. Менеджер склада оценил преимущества покупательской инициативы и предложил сделать этот принцип постоянным.
«Считайте любую проблему возможностью» — такова была мантра Кампрада, и поэтому в дизайне он меньше ориентировался на контроль и стремление «сделать все правильно» сразу, а больше — на обучение, внимание к возможностям и отклик на них.
По материалам книг «Думай как дизайнер» и «Жизнь как конструктор».