Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Книжный клуб МИФа
Издатель и планета Земля: экология книжного дела
24 февраля 2011 14 239 просмотров


Юлия Потемкина

Мы как издатели постоянно находимся меж двух огней.

Сеем разумное, доброе, вечное — и вместе с тем вынужденно расходуем на это природные ресурсы: лесные, водные и пр. Они, конечно, возобновляемые, но все же скорость их истребления выше скорости возобновления.

* * *

Для начала напомню известный факт: на производство тонны бумаги требуется две тонны древесины. Процесс изготовления можно увидеть в начале этого видео (минуты с 1:30 по 5:18):

Второй факт, менее известный, — при изготовлении тиража из этой получившейся тонны около четырехсот килограммов может уйти в обрезки.

К примеру, сдаем мы в печать трехтысячный тираж книги нашей стандартной белой серии. Допустим, в ней 304 страницы. В таком случае бумажных листов на тираж теоретически потребуется 28500, но это, так сказать, количество нетто. А считать нужно брутто — то есть с отходами.

Вот каковы по ГОСТам отходы бумаги при офсетной однокрасочной печати на книжной ротации, типичной для наших изданий:

1) подготовка машины к печати
– станковая проба — по 7 листов на каждую тетрадку, итого в нашем случае 133 бумажных листа, независимо от тиража.
– приладка — 500 (!) листов на каждую тетрадку, итого в нашем случае 9500 бум. л., независимо от тиража.

2) подрезка и подготовка бумаги к печати, брак при печати и брошюровке совокупно дают 7,7% отходов от общего количества бумаги, то есть еще 2195 бум.л.

Итого 11 828 бум.л. То есть в отходы при таких условиях отправляется примерно 42% бумаги. Но проценты вещь абстрактная, а вы представьте себе эту бумагу наглядно. Каждый типографский бумажный лист для нашей “белой” серии имеет размеры 60х90 см. Рулон в ширину 60 см, следовательно, общая длина ушедшей в обрезки бумаги равна 11 828 х 90 см. То есть 10645 м.

Это более чем ДЕСЯТЬ С ПОЛОВИНОЙ КИЛОМЕТРОВ. С одного тиража.
Десять с половиной километров прекрасной, белой, чистой офсетной бумаги, на которую было изведено энное количество древесины, воды, химикатов и человеческого труда. Я никогда к этому не привыкну.

И с каждым отправляемым в печать тиражом километры прибавляются, а груз социальной ответственности ощутимо давит на плечи. Изданий у нас за шесть лет набралось под 200. Это не так уж много, но если бы мы сегодня раскатали наш воображаемый рулон отходов по земле, то могли бы вымостить бумагой дорогу от Москвы до Челябинска — 2000 км. А такой гигант, как АСТ, наверняка уже обмотал Землю по экватору, и не один раз.

* * *

При этом на вопрос «как издавать книги, не вредя планете» нет однозначного ответа.

При повышении тиража процент отходов резко уменьшается, но слишком большой тираж есть риск не продать, и тогда уже сами книги превратятся в отходы.

Можно печатать книги на листовых машинах, где отходов c приладки меньше; но тогда из-за дополнительных технологических процессов сама печать обходится дороже и бьет по карману покупателей.

Можно повторно использовать бумажные отходы для производства чего-нибудь еще (кстати, наши обрезки как раз уходят в макулатуру):

Еще вариант — принт-он-деманд. Почти безотходное штучное производство книг. Неплохо, но при тираже свыше 500 экземпляров неоправданно долго и дорого. К тому же — только мягкая обложка:

Панацеей на первый взгляд кажутся электронные книги. Но производство полупроводников тоже грязное, а утилизация вышедших из строя и морально устаревших устройств затруднена гораздо больше, чем утилизация ставших ненужными книг! Да, всю домашнюю библиотеку можно уместить на ладони и лес не вырубается, но экологичность электроники все равно сомнительна:

Частичное решение состоит в том, чтобы стараться выпускать только максимально полезные книги (к слову, этот девиз вы можете видеть на каждой нашей обложке). Но читательский багаж у всех разный, так что польза — понятие относительное и индивидуальное.

А книги между тем человечеству НУЖНЫ.

В общем, вопрос природного равновесия между ноосферой и биосферой остается открытым.

А что на этот счет думаете вы?

Похожие статьи