Хотелось бы вам услышать о том, кому, за какие заслуги и как вручается премия «Оскар»? А узнать, почему у Ди Каприо до сих нет «Оскара»? Раскрывает все тайны и секреты продюсер Александр Роднянский, который работал над фильмом, номинированным на «Оскар», а также является продюсером всем известных картин — «9 рота», «Левиафан», «Питер FM», «Облачный атлас» и даже «Город грехов 2».
Недавно вышла его дополненная книга «Выходит продюсер», где он и делится очень даже интересными подробностями про «Оскар», Голливуд и отечественную киноиндустрию. Вот некоторые «любопытности», в том числе и про Ди Каприо 😉
Что нужно знать об «Оскаре»
Самую престижную кинематографическую премию мира — «Оскар» — вручает Американская академия кинематографических искусств и наук. Она состоит из 17 отделений: актеров, режиссеров, операторов, кастинг-директоров, дизайнеров, художников по костюмам, монтажеров, гримеров, документалистов, продюсеров, PR, администраторов, композиторов, сценаристов, озвучания, визуальных эффектов и объединенного отделения короткометражных фильмов и полнометражной анимации. В каждом из них — представители одной киноспециальности.
Всего же голосующими членами Американской киноакадемии на 2015 год являются 6124 человека. Средний возраст члена академии — 62 года, 94% из них — белые, а 77% — мужчины.
Почему у Леонардо Ди Каприо нет Оскара
Члены Американской киноакадемии отчетливо осознают важность присуждаемой ими премии и видят в ней не только награду за профессионализм. Накануне церемонии номинантов собирают на праздничный ланч — очень обаятельное мероприятие, даже с небольшой красной дорожкой, но при этом без строгого регламента и дресс-кода. И первое, что говорят 150 номинантам: «Выходите ли вы на сцену, сидите ли в зале, помните: вас смотрит больше миллиарда зрителей».
В эту секунду и понимаешь, сколь ответственное дело — оскаровское выступление. Мы иронизируем над подчеркнутой политкорректностью оскаровской церемонии, удивляемся отсутствию острых, рискованных шуток, но все это является прямым следствием высокой гуманистической миссии, осознаваемой членами Американской киноакадемии.
Фильмы, получающие «Оскар», становятся, пусть ненадолго, но событиями планетарного масштаба. И этот факт — ответ на многие вопросы. Например, о том, почему фильмы о холокосте или о расовых конфликтах так часто получали «Оскар».
Или почему многие действительно великие актеры этой награды никогда не получали даже за самые свои блистательные роли. Например, Ди Каприо.
Все знают, что у Леонардо Ди Каприо до сих пор нет «Оскара», хотя вряд ли кто-то сомневается, что он великий актер. Будет еще шанс на премии «Оскар» 2016 году. Но все же это не следствие некоего специального к нему отношения со стороны академии. Просто «Оскар» дается не только за выдающееся исполнение, но и за роль, за характер, созданный артистом.
«Драмы морального разложения», в которых столь часто играет Ди Каприо, оцениваются фактом номинации, но не наградой. Номинация на «Оскар» — это в системе координат индустрии очень значимое признание твоих профессиональных достоинств. Но «Оскар» за такие роли все-таки не дают. Не потому что лично Ди Каприо не вызывает симпатий у голосующих, а потому что «Оскар» оценивает не только созданную на экране роль, но и содержащееся в ней послание зрителю.
Как проходит голосование
В ноябре все 6124 члена киноакадемии получают бюллетени для голосования: сначала определяются номинанты на «Оскар» по всем категориям. Члены академии могут голосовать за номинацию лишь в рамках своей собственной секции, то есть дизайнеры выбирают номинантов за дизайн, актеры — за актерское мастерство и т. д. Голосование по разным номинациям идет весь декабрь и начало января.
Подсчет голосов проходит не по привычному нам принципу простого большинства, а по принципу «преференциального голосования», или, как его еще называют, «голосования с выбыванием». Каждый член академии может написать на бюллетене любые фильмы, которые он считает достойными номинации, в порядке предпочтения. То есть лучший под номером «один», следующий за ним — «два» и т. д. Если ни один из фильмов не набирает абсолютного большинства голосов, то фильм с наименьшим количеством голосов выбывает, а отданные за него голоса переходят к следующему в списке фильму.
После того как бюллетени сданы в аудиторскую компанию PriceWaterhouseCoopers, голоса подсчитываются и формируются итоговые списки номинантов, которые 15 января в прямом эфире объявляет президент академии. На втором этапе голосования, когда члены академии выбирают победителей, они уже могут голосовать во всех номинациях.
Правда, правила академии рекомендуют не голосовать в тех категориях, в которых голосующий ничего не понимает и не может сделать осознанный выбор. Не факт, правда, что члены академии к этим рекомендациям прислушиваются.
Самое интересное для всего мира
«Оскар» во многом заложник собственной популярности. Миллиард человек во всем мире смотрят церемонию, еще столько же обсуждают и комментируют ее результаты в интернете или в живом общении. И как прямое следствие — ощущение, что ты про академию все понимаешь и можешь авторитетно судить о правильности или ошибочности тех или иных ее решений. На деле же все, конечно, значительно сложнее.
«Лучший фильм на иностранном языке» (в которую попал «Левиафан» Роднянского, что логично, — прим. ред.) это наименее интересная для академиков номинация. Но тогда какая представляет для них наибольший интерес?
Не поверите, но все технические номинации. Для большой части (миллиарда людей!) населения Земли «Оскар» — праздник звезд — актеров и режиссеров. Ну, еще, может быть, композиторов и исполнителей песен в фильмах. Большинство зрителей в любой стране мира пренебрежительно (ну, или без особого интереса) относится к техническим номинациям — лучший грим, лучший монтаж, лучший звук, лучшая операторская работа, лучший костюм… А именно эти премии и являются основными и самыми важными для голосующих за «Оскар».
Из шести тысяч членов академии лишь малую часть составляют суперзвезды, чьи имена известны десяткам миллионов землян. Большая же часть — это профессионалы, чьими руками создаются любимые нами фильмы, — как раз звукорежиссеры, монтажеры, художники.
Немного про политику
Важным обстоятельством является довольно узкая специализация подавляющего большинства голосующих. Все они живут в первую очередь в стране под названием Кино и смотрят исключительно на успех или неуспех, эмоциональную силу, профессиональное совершенство и неожиданность, свежесть высказывания в тех или иных фильмах.
Члены киноакадемии за редкими исключениями не интересуются контекстами создания художественных произведений, которые их просят оценить, — как сантехник из рассказа Зощенко, которого в театре интересовал лишь вопрос, действует ли здесь водопровод.
Каждый раз, когда дома мы читали о желании членов Американской киноакадемии отомстить России за украинский кризис, за «неправильную внешнюю политику», за притеснения оппозиции, это вызывало только смех: я до сих пор не до конца уверен, что многие, если не большинство этих уважаемых профессионалов сумеют найти на карте Украину или даже Россию.
Американцы, и это важно понимать, очень американоцентричны, им малоинтересен мир за пределами США, его история и события, в нем происходящие.
Мало кто интересуется международной политикой, и абсолютный минимум американцев читает международные новости. В списке приоритетов внешняя политика стабильно занимает последнее место. Согласно последнему серьезному исследованию, лишь 5% американских избирателей интересуются взглядами кандидата на внешнюю политику. Пять процентов!
«Оскар» в России
Российский оскаровский комитет — одна из самых закрытых организаций в отечественной кинематографии. Например, состав комитета является по неизвестной причине секретной информацией. Когда Александр Роднянский вместе с коллегами запросили у оргкомитета имена членов комитета, ответа не последовало. Его не дали с объяснением, что для этого нужна чья-то команда. Чья команда? Неизвестно.
Но при этом известен принцип его формирования: в него входили режиссеры и продюсеры фильмов либо победивших в конкурсах наиболее значимых мировых фестивалей (так называемой категории «А»), либо номинированных или получивших «Оскар». Обладатели призов за режиссуру — например, Павел Лунгин был награжден этим призом в Канне за «Такси-блюз» — по регламенту в состав комитета не попадали. В общем-то, все достаточно любопытно.
И все же «Левиафан» был номинирован на «Оскар» и премию BAFTA и получил «Золотой глобус» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Впервые со времен Советского Союза, когда его получил «Война и мире».
«Нет» войне
Премия «Оскар» — это и политическая декларация, продвигающая определенное видение мира. Награждая фильм, роль или автора, киноакадемия заявляет о необходимости стремиться к взаимопониманию между людьми, к равенству всех человеческих существ, к тому, чтобы война стала абсолютно неприемлемым явлением.
Оскаровские «наградные листы» — иллюстрация утверждения, что болезни чудовищны, смерть неизбежна, но жизнь надо прожить достойно, с прямой спиной. «Оскар» безусловно на стороне картин, так или иначе разрабатывающих сверхтему большого американского кино.
А эта сверхтема — вера в возможность преодоления Человеком с большой буквы враждебных обстоятельств, вера в его силу и его волю к жизни.
Именно такие фильмы получают «Оскар». С этой позицией премии можно спорить, но она остается константой на протяжении десятилетий.
Еще больше интересных рассказов про Голливуд и отечественное кино — в обновленной книге Александра Роднянского «Выходит продюсер».
Обложка поста: magazine.foxnews.com