Рассказывая о новой книге Стива Павлины “Личное развитие” мы часто упоминали, что статьи из блога автора давно являются объектом многочисленных русскоязычных переводов. Статей на самом деле просто море, но мы выбрали из всего их многообразия три самых лучших.
Позвольте познакомить с первой – “33 эвристика от Стива Павлины”. Ее перевод был найден в отличном блоге Dotfix.
Эвристики — это правила, помогающие вам решить проблемы. Когда проблема очень объемна или сложна, оптимальное решение нелегко увидеть сразу. При этом эвристические методы помогают хотя бы начать решать вопрос, даже если человек пока не имеет представления о полном пути от начала к цели.
Допустим, ваша цель — забраться на вершину горы. В этом случае, эвристикой может быть такой алгоритм: иду прямо к вершине до тех пор, пока не найду непреодолимое препятствие; если я нашел такое препятствие, то надо его обойти и потом снова идти прямо к вершине. Это не самое умное решение, но оно, наверняка, приведет к достижению цели.
Эвристики не претендуют на бытие самым лучшим алгоритмом, они вообще даже не гарантируют успех. Но, при этом, они достаточно хороши в решении многих видов проблем. Основная их сила в том, что они ломают страх перед проблемой и позволяют начать действовать здесь и сейчас. И по мере того, как человек начинает действовать и углубляться в предметную область, перед ним открываются неэвристические решения, которых он мог не замечать или не знать раньше. Таким образом, можно сделать несколько итераций «интуиция-логика» и цель будет достигнута. По большому счету, множество проблем так и решаются: в исходной точке человек не знал ничего вообще и выдвинул некую интуитивную простую теорию, проверил ее, нашел косяки, получил свежие знания, скорректировал направление и начал новый виток. Особенно это применимо к творческому процессу, например, разработке программ. Зачастую, ты даже не знаешь, что конкретно хочешь создать, но все равно начинаешь создавать.
Как мы поняли, у эвристик есть множество полезных применений, но одно из моих любимых: личная продуктивность. Эвристики продуктивности — это правила поведения (общие или зависящие от ситуации), которые позволяют делать дела более эффективно. Вот несколько самых полезных на мой взгляд:
- Взорви это! Самый лучший способ пройти препятствие — уничтожить его. Если какая-то цель на самом деле не нужна — вычеркивай ее из списка дел.
- Ежедневные цели. Без четкого фокуса на целях очень просто потерять день, отвлекаясь на всякие ненужные вещи. Ставь цели на каждый день. Решай, что надо сделать, потом делай это.
- Сначала худшее. Для того, чтобы успевать все в срок, лучше делать наиболее сложные задачи прямо с утра, не откладывая их на вечер. К тому же, эта утренняя победа задаст положительный тон целому дню.
- Часы пик. Выяви те отрезки времени, когда тебе работается лучше всего и планируй выполнение самых ответственных и сложных дел именно на это время. Все мелочи делай в остальное время.
- Непрерывные зоны. Найди время (часы), в течение которого никто и ничто не будет тебя беспокоить или отвлекать. Именно в такое время проще всего сконцентрироваться на работе и успеть сделать многое. Все маловажные задачи делай в остальное время.
- Мини-цели. Перед началом выполнения задачи поставь себе четкую цель, без выполнения которой ты не пойдешь отдыхать. Например, написать в книге 1000 слов. Выполни цель несмотря ни на что!
- Timeboxing. Термин Стива, которым он объясняет следующую методику: если у тебя полный пипец со сроками сдачи проекта — разбей задачу на куски и каждому куску назначь строгое ограничение по времени выполнения. Сделай за это время максимум, все фишки, которые не успел прикрутить, забудь.
- Пакетная обработка. Упаковывай несколько однородных задач (телефонные звонки, например) в один промежуток времени и решай их одним махом.
- Ранняя пташка. Вставай в пять утра и хорошо поработай до восьми часов: ты сможешь сделать большую часть дел уже до того, как многие люди встанут с кровати.
- Тишина и покой. Отключи в своем ноутбуке Wi-Fi, отложи свои прерывающие работу гаджеты и уйди в тихое место, где тебя никто не будет беспокоить: библиотека, парк, свой задний двор.
- Темп. Постоянно, хотя бы по чуть-чуть, поднимай планку: печатай быстрее, говори быстрее, читай быстрее, делай быстрее. Возвращайся домой скорее.
- Создай комфорт. Огради себя от стресса с помощью обустройства рабочего места. Сделай его приятным, красивым, уютным и чистым.
- План работ. Делай четкие письменные планы и цели, даже для звонков. Это очень помогает сфокусироваться.
- Правило Парето. Оно гласит, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата. Сфокусируйся на 20% продуктивных усилий.
- Пушки наголо! Забудь про отсрочки — выполняй работу сразу же после того, как ее запланировал.
- Человек-минута. Как только ты получил информацию для принятия решения, поставь себе таймер на 60 секунд, в течение которых ты взвесишь все «за» и «против» и примешь окончательное решение. Принял решение — тут же запускай его в работу.
- Дедлайн. Каждой задаче ставь четкий дедлайн и держи его в голове, чтобы оставаться на верном пути.
- Обещай. Расскажи своим близким о своих намерениях и они помогут тебе советом, напоминанием или еще чем-нибудь.
- Пунктуальность. Что бы не происходило — делай все вовремя. Приезжай на встречи чуть пораньше.
- Читай в перерывах. Заполняй чтением все периоды простоя: пока варится кофе в кафе, пока ждешь транспорт, пока не пришел на встречу товарищ. Если ты мужчина — ты можешь читать даже во время бритья (лучше при этом пользоваться электробритвой): получается 365 статей в год!
- Резонанс. Представь себе будущее, когда цель будет выполнена. Представь себя в этой ситуации. Поверь в это в своих мыслях, и это станет реальностью.
- Приятные призы. Почаще награждай себя за выполнение целей: сходи в кино, запишись на массаж, проведи день в парке аттракционов.
- Второй квадрант. Отдели действительно важные задачи от менее необходимых. Обязательно выделяй время на задачи из второго квадранта (важные, но не сверхсрочные), такие как зарядка, написание книги, создание отношений.
- Непрерывность. В конце своего рабочего дня определи задачу, которую будешь решать завтра в первую очередь, подготовь к ней материалы. Таким образом, на следующее утро ты сможешь приступить к делам немедленно.
- Кромсай! Разбивай большие проекты на подпроекты и фокусируйся по отдельности на каждом из них.
- Однозадачность. Когда ты начал решать задачу, продолжай работать над ней до тех пор, пока она не будет выполнена на 100%. Не переключайся между задачами посреди дороги. Отвлекающие вопросы — отложи «на потом».
- Добавь случайности. Возьмись за случайный кусок проекта и выполни его, заплати по случайному счету из всей кучи, сделай один случайный звонок из запланированных, напиши 42-ю страницу книги.
- Безумно плохой. Победи свой перфекционизм, завершив работу над задачей в отвратительной манере, словно ты знаешь, что не придется ни с кем делиться результатом. Напиши в блог пост про вкус соли, разработай совершенно нефункциональный веб-сайт или создай бизнес-план, гарантирующий банкротство в течение года. С действительно паршивой драфт-версии некуда двигаться, кроме как наверх.
- 30 дней. Придумай себе привычку или качество, которое ты хочешь сформировать и поддерживать ближайшие 30 дней. Временные обязательства проще соблюдать, чем постоянные.
- Делегируй. Убеди кого-нибудь сделать это за тебя.
- Перекрестное опыление. Запишись в секцию боевых искусств, начни вести блог, стань членом клуба саморазвития. Зачастую ты сможешь найти в одной области идеи, которые позволят сделать прорыв в другой.
- Интуиция. Следуй своему внутреннему голосу. Возможно, он прав.
- Оптимизация. Найди алгоритмы, которые ты используешь наиболее часто, выпиши их на листочек и определи способы их усовершенствовать. Потом реализуй и протестируй новые алгоритмы. Часто бывает так, что мы не видим очевидных вещей до тех пор, пока не посмотрим на них через микроскоп.
Впечатляет! ))
И это – только верхушка айсберга!