— На мой взгляд, главное, что тебе поможет, — это внутренняя собранность, готовность преодолеть трудности, желание работать, — Тео учит меня рисовать акварелью, без которой я теперь не представляю свою жизнь. — Написанное тобой способно сказать многое. О тебе, о состоянии твоей души и о твоей манере воспринимать действительность.
По сравнению с другими видами живописи письмо акварелью практически не оставляет маневра для исправления недостатков. Хорошо, что есть такие учителя, как Теодорико Батталини. Но обо всем по порядку. Начну с того, что я сумела нарисовать за предыдущие пару недель.
Небо. Я поняла, что обожаю рисовать небо. Чтобы небо получилось плавным, красивым и переливчатым, надо рисовать по влажной, даже мокрой бумаге. Тогда цвет будет красиво смешиваться без видимых границ.
Рассвет в городе П. Этот рисунок сделан по мотивам фотографий рассветов в Перми, которые Андрей Пометун регулярно вкладывает в свой блог.
Волк. Я давно подумываю о том, чтобы сделать себе татуировку. И хочется отразить в ней свое тотемное животное. Несколько дней назад я сделала шаманскую технику и у меня появился тотем — волк. Если я когда-то таки сделаю себе тату, то в ней обязательно будет он. А после упражнения мне захотелось его нарисовать. Пожалуй, это самая серьезная работа из всех нарисованных до этого момента. Здесь 5 слоев акварели — от фонового светло-бежевого до насыщенного черного контура и голубого цвета глаз.
Фрики и чудовища. Для того, чтобы раскрыть в себе художественный талант, надо разрешить себе на каком-то этапе обучения рисовать некрасивые вещи. Цветочки, котики, облачка — все это прекрасно, но поисследовать себя, рисуя монстров и фриков — полезно и занятно. В общем, изначально это должно было быть дерево. Дерево не получилось. Зато, смотрите, какой большеголовый плакса в очках родился… Или аллергик в период цветения тополей…
Да… красивое дерево у меня получилось раза с пятого. Но, с другой стороны, если бы оно получилось с первого раза, не было бы вот этого милого чудовища:
Дерево. Изначально я хотела воплотить акварельное дерево техникой набрызга. Но в итоге получилось сделать гуашью губкой для мытья посуды.
Ночь, улица, фонарь… обожаю гуашь за ее яркость, насыщенность, фактурность и густоту.
Розы. Фон нарисован рукой. А розы возникли из контуров, силуэтов и ассоциаций. Люблю экспрессивное рисование за его спонтанность и непредсказуемость.
Сказка на ладони. Вот в чем прелесть интуитивного рисования. Такое нельзя придумать, такое можно только нарисовать. А потом сочинить по нарисованному сказку.
Дом в деревне. Мой арсенал художественных инструментов пополнился акварельной ручкой. Незаменимая вещь в дороге. Заполняй водой и рисуй сколько угодно. Можно даже обойтись без коробки акварели, если заправить ручку разведенной краской.
Отражение. Следующий этап после неба — освоить изображение воды и отражений в ней. Первый опыт:
Уроки Теодорико
В одном из прошлых выпусков я рассказывала про уроки итальянского художника Джованни Чиварди. На этой неделе я дочитала книгу еще одного итальянского художника — «Рисуем акварелью» Теодорико Батталини. Последние два рисунка выше — выполненные уроки из этого учебника. Книга очень хороша для начинающих рисовать акварелью. Одно из ее достоинств — легкий стиль изложения уроков. Вот, например, как обращается к читателю Теодорико в одном из упражнений:
«Нам всегда есть чему учиться, и не только у тех людей, которые нас превосходят. В принципе продолжать учиться — это в какой-то мере продолжать жить, не так ли?»
Ты чертовски прав, Тео.
Творческие миры Натали Ратковски
За эти два месяца я прочитала три книги Натали Ратковски: «Разреши себе творить», «Рисуй каждый день», «Профессия — иллюстратор». Они все очень яркие и полны идей для рисования. В последней самой полезной для меня оказалась Морфологическая матрица, которая позволяет создавать оригинальные рисунки и иллюстрации под любую задачу. Ниже я расскажу про интересные упражнения из этих книг, а сейчас пара цитат Натали:
«Мир вокруг и внутри нас — коллаж, созданный из разрозненных кусочков. Верить в себя не так трудно, как казалось бы, — нужно просто довериться своим рукам и сложить части мозаики в одно целое. Чем больше возможностей “выгулять” свою наблюдательность предоставляет себе художник, например собирая в композиции фрагменты действительности вокруг себя, тем больше визуальных впечатлений будет лежать в его копилке, позволяя рождаться новым идеям и замыслам.»
«Мы сами не позволяем себе быть счастливыми, заниматься любимым делом ради самого процесса и жить в свое удовольствие, а не ради осязаемых (а порой ожидаемых от нас) результатов. Но задумываются об этом единицы.»
«Для любого творческого человека очень важно окружать себя книгами, красивыми вещами, посещать всевозможные выставки и пересматривать работы других одаренных людей.»
Никогда не считала себя творческим человеком. Но, кажется, я все-таки творческая личность, потому что все 4 пункта, описанных Натали, есть в моей жизни.
Недавний поход на выставку в Музей современного искусства PERMM
Много-много рисовать и каждый раз быть чуточку лучше
Но вот кто по-настоящему творческая личность — это Саша Киселёва. Я нашла Сашу случайно и влюбилась в ее рисунки. И взяла у нее интервью для МИФа. Если бы не проект 100 дней рисования, думаю, я вряд ли бы встретилась с этим талантливым человеком. Мир удивительный.
Ваши работы
Мир удивителен и вы вместе с миром. Вы участвуете в проекте, рисуете и делитесь своим творчеством. Вот лишь некоторые ваши работы:
Ресурсы
Делюсь ресурсами, которые мне встретились в моей стодневке:
- Книга-альбом Натали Ратковски «Рисуй каждый день».
- Книга Натали Ратковски «Профессия — иллюстратор».
- Книга Натали Ратковски «Разреши себе творить».
- Книга Теодорико Батталини «Рисуем акварелью».
- Уроки рисования акварелью на сайте narisuem.com.
- Подборка 80 творческих блогов для вдохновения и обучения.
- Современные акварельные шедевры на сайте adme.ru.
- Интервью и иллюстрации Саши Киселёвой.
Домашнее задание на пару недель
1. Нарисуйте пару пейзажей. Например, вот этот из книги «Рисуем акварелью» Теодорико Батталини:
2. Выполните упражнение из книги Натали Ратковски «Разреши себе творить». Возьмите большой лист бумаги, лучше ватман формат А1. Засеките на часах 10–15 минут. За это время вам нужно любой ценой покрыть весь лист краской. Работая цветом, вы разрешаете себе выплеснуть все: злость, раздражение, страх, радость и любой другой переизбыток чувств (так называемый mess painting).
3. Сделайте упражнение «Тест Роршаха» из книги «Профессия — иллюстратор». В произвольном порядке нанесите краску на одну страницу разворота, а затем закройте блокнот, чтобы краска перенеслась на другой лист. Дорисуйте и интерпретируйте получившееся пятно.
Иллюстрация из книги
4. Практикуйте быстрый рисунок. Сколько набросков разных предметов вы сможете сделать за 5 минут? Набивая руку, вы научитесь изображать трехмерный мир на двухмерной поверхности.
5. Нарисуйте рассвет или закат. Возьмите за образец фотографию или еще лучше — встретьте его с кистями и красками.
Разбудить в себе древнее и мудрое творческое начало просто. Вспоминая слова Теодорико, помогут в этом внутренняя собранность, готовность преодолеть трудности и настоящее желание. А если будет желание поделиться своими работами, используйте тег #100днейрисования. Свои я выкладываю тут.
Это четвертый выпуск проекта. А были еще первый, второй и третий.
Ярких рассветов, приятных встреч и отличного настроения вам!