Вам случалось заходить в книжный магазин и перерывать горы книг в поиске свежих изданий?
Мне — да. Думаю, что и многим из вас. Особенно эта ситуация актуальна для грызущих гранит науки: вспомните хотя бы первое правило написания курсовой работы — не использовать литературу, изданную более 3 лет назад (за исключением разве что классических трудов наподобие «Капитала» Маркса). Если задуматься, то не так уж неправы научруки, предъявляя такое требование: у информации сегодня век короткий. Поэтому зачастую отличная книга отметается только потому, что, к примеру, датирована 2001 годом или описанная в ней «великая» компания растеряла своё величие.
В своей новой книге «How The Mighty Fall: And Why Some Companies Never Give In» Джим Коллинз, раскладывая всё по полочкам, ищет причины поражения великих компаний.
(К сожалению, автор пока не продает никому права на издание книги, но мы надеемся, что сможем получить их в этом году.) Кому-то может показаться, что автор пытается оправдать провал компаний, рассмотренных им в предыдущих книгах. Однако кратким резюме этой книги служит вступительная статья на 4-й странице «Почему крах великих компаний не опровергает справедливости предыдущих исследований?». Сегодняшняя сила или слабость конкретной компании не может служить опровержением принципов, выведенных Коллинзом в ходе предыдущих исследований. Представьте, что мы разделили всех людей на здоровых и больных. Наблюдая за здоровыми людьми, мы приходим к выводу, что крепкий сон, диета и тренировки являются залогом хорошего самочувствия. Перестанут ли сон, диета и упражнения быть полезными для здоровья, если кто-то из группы здоровых вдруг начнёт плохо питаться и мало спать?
Коллинз находит аналогию в баскетболе. В 60–70-х годах баскетбольная команда Bruins под руководством легендарного тренера Джона Вудена выиграла 10 национальных чемпионатов в течение 12 лет. Если предположить, что Bruins позже отклонилась от принципов Вудена и не показала прежних результатов, потеряли бы эти принципы ценность?
Точно так же принципы, описанные в одной из первых книг Коллинза «От хорошего к великому», были выведены после изучения определённых периодов истории тех компаний, которые на протяжении 15 лет демонстрировали непрекращающийся прогресс. Исследователи не намеревались предсказать, какие из компаний останутся великими после 15 лет существования. Ведь даже могущественнейшая из компаний может самоуничтожиться. Знать, что нужно сделать и как сделать, – разные вещи.