«Простое рисование на пленэре» — третья книга Дмитрия Горелышева, художника, художественного руководителя «Простой школы». Она учит искусству наблюдать, фиксировать и передавать живое дыхание природы. Это не просто сборник упражнений, а продуманная система, которая помогает развить внимательность, лучше понимать пространство, цвет и форму, а главное — научиться свободно и уверенно рисовать на улице.
Бумажная книга Электронная книга
Интенсивное рисование
Основной сложностью для начинающего рисовальщика часто становится визуальное разнообразие окружающего мира: непонятно, как выбрать, что именно рисовать. Если выбирать красивый в общепринятом понимании вид, результат будет ясным и приятным для зрителя. Но для рисовальщика гораздо полезнее найти и увидеть что-то уникальное, особенное. Выбирая конвенционально красивый вид, мы рискуем нарисовать банальный, пластически бедный и невыразительный пейзаж.
Это упражнение было придумано на основе одной истории из моей жизни. Студентом я был на рисовальной практике в Петербурге, и в один из дней шесть часов ходил по городу в поисках сюжета. За это время я не нарисовал ничего, потому что все сюжеты были «не те», а хотелось найти что-то особенное. В итоге я так устал от этой бессмысленной ходьбы, что в какой-то момент просто сел на асфальт и нарисовал то, что было передо мной,— набережную Фонтанки. Сам рисунок получился слабым, но в тот момент я понял, что не нужно долго искать сюжет — можно рисовать буквально все.
Особенным сюжет становится тогда, когда мы увидели в нем что-то интересное и красивое, где бы ни находилось место — на другом конце света или в соседнем дворе. Красота повсюду, нужно только ее заметить. Вот почему рисовальщику нужно совершенствовать не только технические или композиционные навыки, но и навык смотрения, восприимчивость. Упражнение направлено как раз на это.
Упражнение
Найдите на улице любое место для рисования — чем менее «красивым» оно будет, тем полезнее вы проведете время. Сначала осмотритесь по сторонам, познакомьтесь с локацией. На это можно отвести 5–10 минут, не торопитесь начинать рисовать. Затем сделайте с этой точки десять рисунков, не повторяясь в сюжете, композиции и идее.
Вы можете смотреть в любую сторону и как угодно кадрировать композицию, но не перемещайтесь с выбранного места. Время на рисунки ограничено:
- 1 рисунок на 10 минут;
- 3 рисунка по 5 минут;
- 3 рисунка по 3 минуты;
- 3 рисунка по 1 минуте.
Между рисунками делайте паузу в 1–2 минуты, чтобы найти новый сюжет и подумать, как его нарисовать. Весь сеанс уместите в час. Время обязательно засекайте по таймеру, если оно истекло — переходите к следующему рисунку, ничего не доделывайте.
На каждом рисунке подпишите, сколько минут вы его рисовали. Начинать можно с самого длительного или с самого быстрого — на ваш вкус. Каждый из десяти рисунков должен иметь осмысленную тему и задачу, пусть даже очень простую. Чтобы это наверняка получилось, рекомендую перед началом каждого нового листа формулировать про себя: что и почему вы сейчас хотите нарисовать. Проговаривание фиксирует наше внимание на сути, помогает правильно начать и завершить лист.
На рисунке «Детский Пресненский парк, Москва» меня впечатлило дерево, которое своей шарообразной концентрической формой было похоже на бесшумный взрыв. Этот парадокс замершей беззвучной динамики я и постарался передать. Может показаться, что за минуту проще нарисовать маленький фрагмент, чем общий вид улицы. На деле же фрагменты требуют большего внимания и детализации, которой сложно добиться за минуту, а общий план можно изобразить широким движением с парой деталей — лишь бы было понятно, о чем речь.
Вот несколько приемов, которые помогут вам сделать рисунки разнообразными:
— поворачивайтесь вокруг оси, смотрите вокруг;
— мысленно приближайте и отдаляйте натуру, как будто используете зум на фотоаппарате;
— меняйте ракурс — смотрите вверх и вниз, а не только перед собой;
— меняйте формат — вертикаль, горизонталь, квадрат, круг, овал;
— меняйте выразительные средства — рисуйте линией и пятном, комбинируйте их;
— делайте акцент не только на первом плане.
Выполнить это упражнение часто мешает желание нарисовать в каждом наброске все, что вы видите. Даже 10 минут для пейзажа — это немного, не говоря о минуте. Поэтому начинайте с главного и рисуйте только необходимое. Воспринимайте рисунок не как фотофиксацию местности, а как графический конспект сюжета. Материалы и техники выбирайте любые, главное, чтобы они позволяли быстро обустроить рабочее место и сделать рисунки.
Рекомендую выбрать одну технику на каждую серию из десяти набросков. Хорошо, если это будут как общие планы — вид улицы, панорама местности, так и крупные «кадры» — арка в доме, три дерева. Формат бумаги: А4 или А5, каждый набросок — на отдельном листе. Если не успеваете, делайте на листе рамку меньшего размера и рисуйте в ней.
Разный темп
Для того чтобы разнообразить рисунок, мы сознательно меняем нажим, тон, цвет, текстуру и сам материал. При этом скорость движения руки — то, что сильнее всего влияет на характер линии и пятна,— мы сознательно контролируем редко. Темп рисования представляется настолько само собой разумеющимся, что мы обычно не воспринимаем его как выразительное средство, которым можно управлять.
Давайте обратим на него внимание и посмотрим, что изменится. Только не путайте темп и время, которое у вас есть на рисунок. Темп — это то, как движется ваша рука. Можно в медленном темпе рисовать пятиминутный набросок и в быстром темпе рисовать целый час.
Упражнение
На пленэре выберите место и сделайте сначала рисунок в привычном темпе. В процессе рисования наблюдайте за тем, как двигается ваша рука. Запомните естественную для вас скорость рисования.
Теперь попробуйте замедлиться относительно этой привычной скорости. Нарисуйте пейзаж в минимальном темпе, чтобы рука двигалась по листу так медленно, как это только возможно, слишком медленно. В процессе вам обязательно захочется ускориться и перейти на привычный темп. Это естественно, замечайте такие моменты и возвращайте себя обратно к медленному темпу.
Наблюдайте за тем, что меняется в процессе такого рисования: что чувствует рука, как замедление влияет на качество линий и тона, на пластику форм, на завершенность рисунка. Следующим выполните рисунок в очень быстром темпе — гораздо быстрее вашего естественного. Между действиями делайте паузы любой продолжительности, думайте, планируйте следующий шаг. Но само движение — когда вы добавляете линию, штрих или пятно — должно быть очень быстрым. Наблюдайте за тем, что меняется. Что нового вы замечаете в ощущениях и в самом рисунке?
Наблюдения показывают, что очень медленный темп позволяет очень тонко контролировать толщину линии, силуэт и текстуру. В этом темпе вы нарисуете мало, зато сделаете все точно и внимательно. С быстрыми движениями все наоборот: мы почти не контролируем их, зато в них есть энергия, динамика,— это создает активную линию и текстуру. А теперь самое интересное — то, ради чего мы все это затеяли. Совместите оба темпа в одном рисунке — очень быстрый и очень медленный. Не используйте средний, естественный для вас темп.
Перед началом посмотрите на натуру и решите, чтó уместнее будет изобразить в медленном, а чтó — в быстром темпе, с какого лучше начать. К этому моменту вы уже знаете, как проявляет себя материал, знаете меру точности, которая доступна вам в каждом из темпов. Вы можете, например, начать с быстрого темпа и заложить в нем композицию и основные формы, а в медленном — прорисовать акценты, или сделать наоборот — выбирайте по ситуации.
Можно рисовать один и тот же сюжет или разные — на ваш вкус. Советую потратить на каждый рисунок не менее 10–15 минут. Работая в двух темпах сразу, вы совмещаете полностью контролируемое и почти неконтролируемое рисование. Получается соавторство с самим собой — как будто вы все время дорисовываете за кем-то другим. Кроме того, такой прием помогает передать разное движение времени, его стремительность или текучесть — в зависимости от доминирующего в рисунке темпа.
Материалы в этом упражнении можно использовать любые, советую начать с карандаша, а потом попробовать что-то еще. В последнем задании рекомендую совместить два материала: один для быстрого темпа, второй для медленного, — так будет нагляднее роль каждого и его масса на листе.
Предмет в пейзаже
Пейзаж обычно воспринимается как что-то сложившееся — готовый вид, который нужно так или иначе изобразить, найти нужный ракурс, ширину «кадра», технику исполнения. А что, если мы попробуем дополнить существующую ситуацию, добавим в нее композиционную интригу, контраст или сюжет?
Это упражнение о том, что можно не только зафиксировать увиденное, но и полностью срежиссировать будущий рисунок. Помимо рисовальных инструментов вам потребуется некий предмет. Я советую специально взять его из дома, чтобы предмет заметно контрастировал с окружающей средой. Для этой задачи всегда прекрасно подходит зеркало: у него есть собственная форма, которая необычно выглядит в пейзаже. При этом, в зависимости от ракурса, зеркало может сливаться со средой или наоборот — отражать что-то контрастирующее с ней. На фоне деревьев в зеркале могут быть видны здания, а на фоне зданий — листва. Кроме того, в зеркале может быть ваше отражение или отражение другого человека. Получается уже портрет в пейзаже.
Также можно взять любой предмет среднего размера: игрушку, вазу, очки, домашний цветок. Слишком мелкие объекты потеряются в пейзаже, а крупные тяжело нести. Осмотритесь и подумайте, какие из окружающих вас предметов могут интересно выглядеть на фоне улицы. Когда вы выбрали предмет и локацию, работа делится на две части. Сначала нужно найти такое положение предмета в пейзаже и такой ракурс, чтобы они стали катализатором сюжета и композиции.
Ваш предмет может быть созвучным среде или откровенно выпадать из нее, он может находиться на первом плане, чтобы мы буквально смотрели через него, или в отдалении. Это похоже на выстраивание кинокадра, которым занимается режиссер фильма, оператор или художникпостановщик. Предметы создают определенную интонацию, намек на сюжет, добавляют сложности изображению. Главное — появление предмета должно как-то изменить наше восприятие пейзажа, объект не должен в нем теряться.
После того как вы найдете подходящее положение предмета и выстроите «кадр», определитесь с композицией, техникой, нарисуйте сюжет. Всегда интересно сделать несколько разных версий одного и того же пейзажа с выбранным объектом.
На рисунке «Двор на улице Воронцово Поле» фигурка-манекен приобретает новый смысл, становится стрелкой, которая задает направление движения взгляда вдоль трубы, вся композиция приобретает динамику. Зеркало становится главной формой в композиции рисунка Е. Кузнецовой «Двор на Садовнической улице», занимает основную часть листа. Кроме того, благодаря зеркалу мы понимаем пространственную ситуацию и ракурс — видим отражение стены дома, неба и самого автора работы.
По материалам книги «Простое рисование на пленэре».
Обложка статьи: Дмитрий Горелышев. Парк Декабрьского восстания, Москва. Цветные карандаши