Москва
доставка от 3 дней
Издательство МИФ
0
Книги
Курсы
Бизнесу
Издательство
Блоги
Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
3 упражнения-лайфхака по рисованию на пленэре: от Дмитрия Горелышева
29 апреля

Екатерина Ушахина
Екатерина Ушахина

«Простое рисование на пленэре» — третья книга Дмитрия Горелышева, художника, художественного руководителя «Простой школы». Она учит искусству наблюдать, фиксировать и передавать живое дыхание природы. Это не просто сборник упражнений, а продуманная система, которая помогает развить внимательность, лучше понимать пространство, цвет и форму, а главное — научиться свободно и уверенно рисовать на улице.

Майские праздники — отличное время для рисования на природе. Принесли три интересных рисовальных практики из книги.

Бумажная книга Электронная книга



Простое рисование на пленэре

Интенсивное рисование

Основной сложностью для начинающего рисовальщика часто становится визуальное разнообразие окружающего мира: непонятно, как выбрать, что именно рисовать. Если выбирать красивый в общепринятом понимании вид, результат будет ясным и приятным для зрителя. Но для рисовальщика гораздо полезнее найти и увидеть что-то уникальное, особенное. Выбирая конвенционально красивый вид, мы рискуем нарисовать банальный, пластически бедный и невыразительный пейзаж.

Это упражнение было придумано на основе одной истории из моей жизни. Студентом я был на рисовальной практике в Петербурге, и в один из дней шесть часов ходил по городу в поисках сюжета. За это время я не нарисовал ничего, потому что все сюжеты были «не те», а хотелось найти что-то особенное. В итоге я так устал от этой бессмысленной ходьбы, что в какой-то момент просто сел на асфальт и нарисовал то, что было передо мной,— набережную Фонтанки. Сам рисунок получился слабым, но в тот момент я понял, что не нужно долго искать сюжет — можно рисовать буквально все.

Особенным сюжет становится тогда, когда мы увидели в нем что-то интересное и красивое, где бы ни находилось место — на другом конце света или в соседнем дворе. Красота повсюду, нужно только ее заметить. Вот почему рисовальщику нужно совершенствовать не только технические или композиционные навыки, но и навык смотрения, восприимчивость. Упражнение направлено как раз на это.

Упражнение

Найдите на улице любое место для рисования — чем менее «красивым» оно будет, тем полезнее вы проведете время. Сначала осмотритесь по сторонам, познакомьтесь с локацией. На это можно отвести 5–10 минут, не торопитесь начинать рисовать. Затем сделайте с этой точки десять рисунков, не повторяясь в сюжете, композиции и идее.

Вы можете смотреть в любую сторону и как угодно кадрировать композицию, но не перемещайтесь с выбранного места. Время на рисунки ограничено:

  • 1 рисунок на 10 минут;
  • 3 рисунка по 5 минут;
  • 3 рисунка по 3 минуты;
  • 3 рисунка по 1 минуте.

Между рисунками делайте паузу в 1–2 минуты, чтобы найти новый сюжет и подумать, как его нарисовать. Весь сеанс уместите в час. Время обязательно засекайте по таймеру, если оно истекло — переходите к следующему рисунку, ничего не доделывайте.

На каждом рисунке подпишите, сколько минут вы его рисовали. Начинать можно с самого длительного или с самого быстрого — на ваш вкус. Каждый из десяти рисунков должен иметь осмысленную тему и задачу, пусть даже очень простую. Чтобы это наверняка получилось, рекомендую перед началом каждого нового листа формулировать про себя: что и почему вы сейчас хотите нарисовать. Проговаривание фиксирует наше внимание на сути, помогает правильно начать и завершить лист.

На рисунке «Детский Пресненский парк, Москва» меня впечатлило дерево, которое своей шарообразной концентрической формой было похоже на бесшумный взрыв. Этот парадокс замершей беззвучной динамики я и постарался передать. Может показаться, что за минуту проще нарисовать маленький фрагмент, чем общий вид улицы. На деле же фрагменты требуют большего внимания и детализации, которой сложно добиться за минуту, а общий план можно изобразить широким движением с парой деталей — лишь бы было понятно, о чем речь.

Вот несколько приемов, которые помогут вам сделать рисунки разнообразными:

— поворачивайтесь вокруг оси, смотрите вокруг;

— мысленно приближайте и отдаляйте натуру, как будто используете зум на фотоаппарате;

— меняйте ракурс — смотрите вверх и вниз, а не только перед собой;

— меняйте формат — вертикаль, горизонталь, квадрат, круг, овал;

— меняйте выразительные средства — рисуйте линией и пятном, комбинируйте их;

— делайте акцент не только на первом плане.

Выполнить это упражнение часто мешает желание нарисовать в каждом наброске все, что вы видите. Даже 10 минут для пейзажа — это немного, не говоря о минуте. Поэтому начинайте с главного и рисуйте только необходимое. Воспринимайте рисунок не как фотофиксацию местности, а как графический конспект сюжета. Материалы и техники выбирайте любые, главное, чтобы они позволяли быстро обустроить рабочее место и сделать рисунки.

Рекомендую выбрать одну технику на каждую серию из десяти набросков. Хорошо, если это будут как общие планы — вид улицы, панорама местности, так и крупные «кадры» — арка в доме, три дерева. Формат бумаги: А4 или А5, каждый набросок — на отдельном листе. Если не успеваете, делайте на листе рамку меньшего размера и рисуйте в ней.

Разный темп

Для того чтобы разнообразить рисунок, мы сознательно меняем нажим, тон, цвет, текстуру и сам материал. При этом скорость движения руки — то, что сильнее всего влияет на характер линии и пятна,— мы сознательно контролируем редко. Темп рисования представляется настолько само собой разумеющимся, что мы обычно не воспринимаем его как выразительное средство, которым можно управлять.

Давайте обратим на него внимание и посмотрим, что изменится. Только не путайте темп и время, которое у вас есть на рисунок. Темп — это то, как движется ваша рука. Можно в медленном темпе рисовать пятиминутный набросок и в быстром темпе рисовать целый час.

Упражнение

На пленэре выберите место и сделайте сначала рисунок в привычном темпе. В процессе рисования наблюдайте за тем, как двигается ваша рука. Запомните естественную для вас скорость рисования.

Теперь попробуйте замедлиться относительно этой привычной скорости. Нарисуйте пейзаж в минимальном темпе, чтобы рука двигалась по листу так медленно, как это только возможно, слишком медленно. В процессе вам обязательно захочется ускориться и перейти на привычный темп. Это естественно, замечайте такие моменты и возвращайте себя обратно к медленному темпу.

Наблюдайте за тем, что меняется в процессе такого рисования: что чувствует рука, как замедление влияет на качество линий и тона, на пластику форм, на завершенность рисунка. Следующим выполните рисунок в очень быстром темпе — гораздо быстрее вашего естественного. Между действиями делайте паузы любой продолжительности, думайте, планируйте следующий шаг. Но само движение — когда вы добавляете линию, штрих или пятно — должно быть очень быстрым. Наблюдайте за тем, что меняется. Что нового вы замечаете в ощущениях и в самом рисунке?

Наблюдения показывают, что очень медленный темп позволяет очень тонко контролировать толщину линии, силуэт и текстуру. В этом темпе вы нарисуете мало, зато сделаете все точно и внимательно. С быстрыми движениями все наоборот: мы почти не контролируем их, зато в них есть энергия, динамика,— это создает активную линию и текстуру. А теперь самое интересное — то, ради чего мы все это затеяли. Совместите оба темпа в одном рисунке — очень быстрый и очень медленный. Не используйте средний, естественный для вас темп.

Перед началом посмотрите на натуру и решите, чтó уместнее будет изобразить в медленном, а чтó — в быстром темпе, с какого лучше начать. К этому моменту вы уже знаете, как проявляет себя материал, знаете меру точности, которая доступна вам в каждом из темпов. Вы можете, например, начать с быстрого темпа и заложить в нем композицию и основные формы, а в медленном — прорисовать акценты, или сделать наоборот — выбирайте по ситуации.

Можно рисовать один и тот же сюжет или разные — на ваш вкус. Советую потратить на каждый рисунок не менее 10–15 минут. Работая в двух темпах сразу, вы совмещаете полностью контролируемое и почти неконтролируемое рисование. Получается соавторство с самим собой — как будто вы все время дорисовываете за кем-то другим. Кроме того, такой прием помогает передать разное движение времени, его стремительность или текучесть — в зависимости от доминирующего в рисунке темпа.

Материалы в этом упражнении можно использовать любые, советую начать с карандаша, а потом попробовать что-то еще. В последнем задании рекомендую совместить два материала: один для быстрого темпа, второй для медленного, — так будет нагляднее роль каждого и его масса на листе.

Предмет в пейзаже

Пейзаж обычно воспринимается как что-то сложившееся — готовый вид, который нужно так или иначе изобразить, найти нужный ракурс, ширину «кадра», технику исполнения. А что, если мы попробуем дополнить существующую ситуацию, добавим в нее композиционную интригу, контраст или сюжет?

Это упражнение о том, что можно не только зафиксировать увиденное, но и полностью срежиссировать будущий рисунок. Помимо рисовальных инструментов вам потребуется некий предмет. Я советую специально взять его из дома, чтобы предмет заметно контрастировал с окружающей средой. Для этой задачи всегда прекрасно подходит зеркало: у него есть собственная форма, которая необычно выглядит в пейзаже. При этом, в зависимости от ракурса, зеркало может сливаться со средой или наоборот — отражать что-то контрастирующее с ней. На фоне деревьев в зеркале могут быть видны здания, а на фоне зданий — листва. Кроме того, в зеркале может быть ваше отражение или отражение другого человека. Получается уже портрет в пейзаже.

Также можно взять любой предмет среднего размера: игрушку, вазу, очки, домашний цветок. Слишком мелкие объекты потеряются в пейзаже, а крупные тяжело нести. Осмотритесь и подумайте, какие из окружающих вас предметов могут интересно выглядеть на фоне улицы. Когда вы выбрали предмет и локацию, работа делится на две части. Сначала нужно найти такое положение предмета в пейзаже и такой ракурс, чтобы они стали катализатором сюжета и композиции.

Ваш предмет может быть созвучным среде или откровенно выпадать из нее, он может находиться на первом плане, чтобы мы буквально смотрели через него, или в отдалении. Это похоже на выстраивание кинокадра, которым занимается режиссер фильма, оператор или художникпостановщик. Предметы создают определенную интонацию, намек на сюжет, добавляют сложности изображению. Главное — появление предмета должно как-то изменить наше восприятие пейзажа, объект не должен в нем теряться.

После того как вы найдете подходящее положение предмета и выстроите «кадр», определитесь с композицией, техникой, нарисуйте сюжет. Всегда интересно сделать несколько разных версий одного и того же пейзажа с выбранным объектом.

На рисунке «Двор на улице Воронцово Поле» фигурка-манекен приобретает новый смысл, становится стрелкой, которая задает направление движения взгляда вдоль трубы, вся композиция приобретает динамику. Зеркало становится главной формой в композиции рисунка Е. Кузнецовой «Двор на Садовнической улице», занимает основную часть листа. Кроме того, благодаря зеркалу мы понимаем пространственную ситуацию и ракурс — видим отражение стены дома, неба и самого автора работы.

По материалам книги «Простое рисование на пленэре».

МИФ WB Ozon Читай-город

Обложка статьи: Дмитрий Горелышев. Парк Декабрьского восстания, Москва. Цветные карандаши

Письма про книги и творчество
Раз в неделю присылаем новинки, скидки и порцию вдохновения
Ваш комментарий
Имя
Например, Герман Греф или Usain Bolt

Комментарий
Похожие статьи