Покорение русскими Сибири включало в себя и знакомство с шаманскими традициями ее коренного населения и, конечно, с самими шаманами. Это знакомство не всегда было мирным, а отношения между пришлыми и местными людьми никогда не были простыми. Как все происходило, рассказывает Ольга Христофорова в книге «Шаманы северных народов России», делимся отрывками. А еще напоминаем, что лекторий автора о шаманах (с невошедшим в книгу) будет в нашей «интеллектуальной кругосветке» — годовом цикле лекций «Культурные коды».
Русские в Сибири
Первые русские мирные поселенцы, в основном из посадских и служилых людей, оказались в Сибири еще в XVI — начале XVII века. От них ведет свое начало так называемое русское старожильческое население Сибири. Жизнь и быт русских в Сибири неизбежно стали похожи на жизнь местного населения, многое они заимствовали у него — дом, одежду, орудия промысла, бытовую утварь, пищевые традиции, а также отчасти и верования. Во многом так сложилось потому, что старожильческое население было смешанным в этническом отношении — русские переселенцы и их сыновья часто брали в жены местных женщин, приносивших в семьи свои традиции.
Как бы то ни было, оставаясь православными, имея кресты и иконы, говоря на русском языке (хотя уже и измененном под влиянием местных языков), русские сибиряки совершали промысловые обряды, имели охотничьи талисманы, обращались за лечением, гаданием и другими надобностями к местным шаманам и даже сами иногда становились шаманами.
Хакасский шаман. Открытка, 1914 г. Фото из книги
У православных священников было, очевидно, больше оснований для конфликтов с шаманами, учитывая их миссионерские задачи — нести язычникам свет веры Христовой. Но и тут все было не так просто — и сами священники иной раз занимали неоднозначную позицию, и шаманы были толерантны к новому «русскому богу». Конечно, большая часть священства, особенно церковные иерархи, были настроены враждебно по отношению к «язычеству» и «бесовским пляскам». По их приказу разрушались святилища, уничтожались шаманские бубны и облачения, а местных жителей массово крестили — силою кнута и пряника (в роли последнего были подарки и налоговые послабления).
Но все же чаще приходские батюшки были к местным ритуальным практикам толерантны. Это понятно: ссориться со своей паствой было и невыгодно, и даже опасно. Манси, уже будучи давно крещеными, и в конце XIX века совершали свои прежние обряды.
Известен пример, как в Якутии священник устроил «крестный ход» на Масленицу — он шел по городу Олекминску «с пением богородича», возложив на себя шаманский бубен и в сопровождении двух шаманов в полном облачении, которые «представляли свое действо». Были случаи, когда заболевшие священники обращались к шаманам за лечением. А как еще было им поступать? Ясно, что приходские священники в области медицинского обеспечения были наравне с местными жителями.
Криминал
Так, в первой половине XVIII века иерей Дорофей Скосырев был обвинен в отпадении от веры (и мы бы сказали — в коррупции). Случай и правда был неординарный, и произошел он на землях обских угров — хантов и манси. Их в те годы крестили «огнем и мечом», сжигая святилища и изображения божеств. Одну из деревянных фигур хантам удалось спрятать, и об этом узнал Дорофей. Он предложил им вернуть идол на прежнее место, в юрты Шайтанчиковы, в обмен на несколько шкурок пушных зверей.
Это было осуществлено, но дело этим не окончилось. Иерей объявил божество своим бóльшим братом и, закрепляя побратимство, надел на его изображение свою рясу, а из приношений божеству забрал себе шкурки лисицы и выдры. От хантов же Дорофей потребовал постоянный «оброк»: ему они должны были давать столько же пушнины, сколько «положено» божеству. Так иерей Дорофей «брал всякое приношение с ним, шайтаном, пополам» десять лет — пока эти места не посетил в 1723 году протоиерей из Ханты-Мансийска.
На исповеди ханты и рассказали ему о сохраненном идоле и попе Дорофее. Последовало сообщение в Тобольск к митрополиту, который начал расследование. По его итогам в 1727 году Дорофея Скосырева извергли из священнического сана, били кнутом, вырвали ноздри и сослали в Забайкалье на вечную каторгу.
Гибкость шаманских верований
Местные жители и их лидеры-шаманы занимали по отношению к пришлой власти и новой религии позицию также двойственную. С одной стороны, нередко они были настроены весьма враждебно. Кровавые битвы между русскими отрядами и коренным населением — хантами, ненцами, эвенками, якутами, юкагирами, чукчами и другими — продолжались много десятилетий и происходили еще в XX веке. Шаманы часто выступали инициаторами таких столкновений и предводителями в них. Они камлали перед началом сражений, прося о помощи своих богов, которых новые власти также «притесняли» — лишали жертв, разоряли святилища.
С другой стороны, если крещение происходило мирно, без особых притеснений, то коренные народы и их шаманы были не против принять веру в «русского бога». Причин тут несколько. Первая из них такова: известную роль играли подарки, разные поощрения и ясачные (налоговые) послабления для согласных креститься.
Местные жители очень любили получать нательные кресты, а также подарки (хлеб, рубахи и другие вещи), которые иногда давали новокрещеным. Поэтому нередко было так, что они приходили креститься каждый раз, когда в их края приезжали миссионеры. Последние не всегда умели доносить суть новой веры коренным народам, в частности то, что креститься нужно лишь один раз. Также местные жители ценили, что их обливают освященной водой и читают молитвы, — эти действия воспринимались как целебные, дающие защиту, благополучие и удачу.
Удэгейский шаман в костюме с бубном. Иллюстрация из книги
Здесь мы сталкиваемся со второй причиной, почему народы Сибири охотно принимали новую веру — будь то христианство, буддизм или даже коммунистическая идеология. Дело в том, что шаманские верования, ритуалы и мировоззрение в целом были характерны для устных культур полукочевых охотников-собирателей. А мифо-ритуальные системы устных культур, в отличие от религий со строгим каноном и письменно зафиксированными догматами, были чрезвычайно гибкими и открытыми для всего нового: сюжетов и мотивов, божеств и способов их изображения, идей и практик, — лишь бы это новое шло на пользу и благо людям, помогало им выжить и продолжить свой род. В тяжелых, подчас экстремальных природных условиях в каменном веке (продлившемся кое-где на нашей планете до середины XX столетия) сообщества охотников-собирателей были порой готовы хвататься за любую соломинку, чтобы не умереть от голода, спастись от болезней, чтобы рождались, росли и продолжали тонкую нить жизни дети.
Неудивительно поэтому, что шаманство как мифо-ритуальная система, ответственная за сохранение жизни, легко вбирала в себя все пригодное для этой цели. Так продолжалось, видимо, тысячелетиями и, естественно, не должно было вдруг прекратиться. Так в шаманскую символическую вселенную, в их песнопения и ритуалы вошли христианские и буддистские образы, а в советские годы — образы Ленина, коммунистической партии и комсомола.
Подготовлено по книге «Шаманы северных народов России».
Заказать