Каким цветом красили брови придворные красавицы в Древнем Китае? А какой цвет пользовался популярностью и среди чиновников, и у простых людей? Ответ — черный. Но и у него есть оттенки. Принесли фрагменты из книги «Эстетика цвета в Китае», в которой культуролог Го Хао разбирает 100 знаковых для китайской цветовой эстетики оттенков, их значение и отражение в истории.
А еще напоминаем: в МИФе стартовала Черная пятница — самое время, чтобы пополнить книжные полки. Скидки до −90%. Заходите→
Чернота улитки, или Лоуцзы дай
Лоуцзы дай — загадочный карандаш, привезенный из Персии, которым придворные красавицы подводили себе брови. Он прославился, во-первых, потому, что в нашумевшем современном телесериале «Легенда о Чжэнь Хуань» императорская наложница поссорилась с главной героиней из-за этого косметического средства, считавшегося предметом роскоши. Во-вторых, в другом сериале под названием «Список Ланъя» императрица позавидовала, что император подарил карандаш наложнице.
Обычно для окрашивания бровей применяли порошок из извести и индиго — его получали, высушивая в резервуаре на солнце осадок, образовывавшийся при производстве индиго. «Чернота улитки» — весьма загадочный краситель, и состав его трудно определить. Возможно, в основу из смеси индиго и извести добавляли особый компонент, обеспечивающий исключительный цвет, а также простоту и удобство в использовании. Исходя из названия, легко представить, что такой добавкой был порошок из раковин морских моллюсков, однако это маловероятно. Существовала еще одна сравнимая по качеству импортная краска для бровей, которая называлась «голова скопы», но, разумеется, голова птицы в ее состав не входила — речь шла о сходстве цветов.
Иллюстрации из книги.
Про «черноту улитки» говорится, что она напоминает иссиня-черный цвет бровей. Ли Фан — первый министр династии Северная Сун — писал в своем трактате «Высочайше одобренное обозрение [эпохи] Тайпин», что Хэси Цзюйцюй Мэнсюнь, правитель провинции Лян, преподнес женщинам своего гарема сотню цзиней краски для бровей «голова скопы». Но хотя речь шла об импортном красителе, даже сто цзиней этой краски не произвели бы такого переполоха в гареме, как «чернота улитки».
Главный столичный, или Юаньцин
Так называли иссиня-черный цвет, сюаньцин. Его же именовали черным юаньцин, чтобы избежать сходства в звучании с Сюанье — личным именем императора из династии Цин, правившего под девизом Канси. В «Записках разукрашенной джонки Янчжоу» драматург Ли Доу сообщала, что этот цвет — нечто среднее между темно-пурпурным и черным.
*«Шаншу» — памятник литературы и истории Древнего Китая, составленный,
по преданию, Конфуцием.
Чжэн Сюань, ученый династии Восточная Хань, в комментарии к «Шаншу»* утверждал: «Цвет юань находится между черным и пурпурным». Если трижды покрасить ткань в чане с красным красителем и дважды в чане с черным, то получится красный с легким черноватым оттенком. При повторном окрашивании в чане с черной краской получается цвет сюань — черный с легким красноватым оттенком, а вот следующее окрашивание в красильном чане с черным красителем полностью уберет красный отлив. В древности черный получали путем многократного окрашивания красным и цветом цин (оттенок между синим и зеленым), причем красный пигмент нелегко было вывести полностью, и сюань был максимальным приближением к черному цвету.
Современный историк экономики Сюй Синьу в работе «История тканей Цзяннань» отмечает: «Красильщики тканей делились на две школы: нанкинскую и шаосинскую. Шаосинцы красили шерсть в основном в синий цвет, а также в светлые оттенки, такие как лунный, „рыбий глаз“ и т. д. Нанкинцы по большей части красили ткань в темные оттенки, и среди их фирменных цветов особенно славился главный столичный».
Иллюстрации из книги.
В период правления династии Цин юаньцин пользовался популярностью как при дворце, среди чиновников, так и среди простых людей. В трактате «Правдивые записи обо всех правителях династии Великая Цин», созданном во времена правления Цяньлуна, значится, что император повелел создать ткацкое производство и изготавливать ткани четырех видов, в том числе и цвета юаньцин. В документе «Семейный архив и исторические материалы Цао», в рассказе о Цзяннанском ткачестве говорится, что императорскую процессию украшали тканью юаньцин: «У правителя есть сорок экипажей, украшенных этим цветом, на которых он сам и его свита выезжают на прогулки в парк Чанчуань».
В произведениях жанра бицзи и романах династии Цин одежда цвета юаньцин упоминается повсеместно: «…одет в короткую куртку цвета юаньцин и штаны в тон» (Шэнь Фу, «Шесть записок о быстротечной жизни»); «стеганая куртка из жатого шелка юаньцин» (Вэнь Кан, «Сказание о героях и героинях»); «в вишневой шапке и халате цвета юаньцин» (Ли Боюань, «Наше чиновничество»).
По материалам книги «Эстетика цвета в Китае»
Обложка статьи: Freepik
Где заказать