Магия и магическая обрядность существуют в форме народных традиций многие тысячелетия, сохраняя память о древних мифах, рожденных на заре существования этноса. Меняются имена богов и духов, а магические практики остаются частью народной культуры. И так же как тысячи лет назад, магия поддерживает мечту человека о светлом и безопасном будущем, дает надежду на защиту от темных, злобных сил, обещает помощь добрых, благих богов и духов.
Надежда на чудо свойственна людям всех эпох и народов.
Это хорошо заметно на примере славянской магии, некоторые обряды и ритуалы которой и до сих пор напоминают о далеких языческих и мифических временах. Многие считают эти магические практики суевериями, странными приметами, бабушкиными сказками, но они живут, сохранившись в памяти сотен поколений наших предков. Уже одно это делает славянскую магию достойной внимательного изучения. В этом посте расскажем о прядении у славян, о том как оно связано с магией. Источник — книга «Славянская магия».
Женская магия
Если углубиться в изучение славянской магии, то на первый взгляд (да и на второй тоже) покажется, что это не только народная, но и большей частью женская магия. Конечно, у славян были в древности и сильные волхвы, и колдуны, и чародеи со звездочетами, но традиции домашней, повседневной магии хранили женщины. И не только потому, что любовные привороты, лечение и заговоры у всех народов были больше женским делом. Видимо, причина еще была в особенной мифологической картине мира славян, в которой важное место занимали женские божества — покровительницы плодородия, а в реальной жизни — женщины — хранительницы мудрости рода.
Прядение, ткачество, шитье у славян были важными женскими делами, потому что хозяйка должна была не только обед готовить и дом в порядке содержать, но и обеспечить всю семью одеждой. Покупной у наших предков не было. Хотя люди побогаче могли позволить себе купить что-то у заезжих купцов, но даже их жены занимались прядением и ткачеством, потому что нательная одежда должна быть сделана родными руками с любовью и заговорами на здоровье. Тогда она приобретет свойства магической защиты.
Носовой платок за день
Полотна на большую семью требовалось много, а для этого полотна нужно было еще спрясть нить.
Учиться искусству прядения девочки начинали с раннего детства и лет в шесть-семь уже выпрядали свою первую нить. С этой нитью были связаны разные поверья и ритуалы. Например, в некоторых районах вплоть до начала XX века первую ниточку сжигали, а пепел с водой давали выпить девочке, чтобы и в будущем не ленилась, а росла трудолюбивой пряхой.
Фото Сергея Прокудина-Горского. 1910 г. Иллюстрация из книги
По другим поверьям, самая первая нить считалась сильнейшим оберегом от порчи и сглаза, поэтому мать ее прятала и берегла до свадьбы дочери. А перед свадебным ритуалом завязывали первую нить на поясе невесты на голое тело, чтобы ничей завистливый взгляд не сглазил и никто порчу не наслал.
После того как спрядена первая нить, у девочки кончалось беззаботное детство. Она должна была заниматься прядением, не только помогая матери обшивать семью, но и для собственного приданого, полотно на которое она должна была соткать своими руками, в том числе и на свадебную рубаху жениху, которая и вышивалась невестой собственноручно.
Нити судьбы
У многих народов существовали богини, которые пряли нить судьбы человека: древнегреческие мойры, римские парки, скандинавские норны. У славян такими богинями считаются Рожаницы, которые привязывают нитью к пуповине новорожденного его Долю. Или Недолю, и такое бывает.
И с этого момента прядется, тянется ниточка жизни, где ровная, а где с узелками, то потолще, то потоньше, пока божественная пряха не оборвет ее, завершив земной путь человека.
А из отдельных ниток можно соткать целое полотно жизни — у кого-то красивое, узорчатое, а у кого-то серое и невзрачное. Такие представления вполне соответствовали образному, ассоциативному мышлению наших предков. У многих народов прядение и ткачество считались особым, священным и даже колдовским занятием.
Это отношение заметно даже на орнаменте русских ручных прялок, которые всегда были богато украшены росписью или резьбой, и узор этот носил сакральный, магический смысл. Чаще всего встречаются на прялках солярные знаки в виде колес с крестами, а также символы белого света, имевшие вид круга с множеством радиальных полос-спиц.
Колдовская нить
Так как прядение и ткачество считались у славян священным занятием, обладающим магической силой, то нить, которая уподоблялась человеческой жизни, использовалась во многих магических ритуалах. Льняная нить, спряденная с определенным наговором, становилась сильным оберегом, когда ее завязывали на поясе на голое тело или на запястье.
Нити использовали в гадательных ритуалах, например, на Святки пряли две нити (свою и предполагаемого или желанного жениха), наливали в миску заговоренную воду и опускали туда эти нити. По их поведению, движению в воде определяли судьбу пары: сойдутся ниточки — быть вместе, переплетутся, значит, до свадьбы недалеко и семья крепкая будет, а если разойдутся в стороны, значит, вместе быть не суждено.
Особую роль в магии и гадании играл тканый пояс, который считался обязательным атрибутом одежды: на него крепили обереги, талисманы, вешали или затыкали за него разные нужные в хозяйстве мелочи, например ножницы или большую разливную ложку — женщины, нож или кочедык для плетения лаптей — мужчины.
И сам пояс был сильным оберегом. Надолго покидающему дом мужу жена сама завязывала ею же сотканный пояс и желала вернуться здоровым, тем самым создавая магическую защиту. Порвавшийся пояс предвещал беду, а девушки, желавшие избежать свадьбы с немилым, сами перерезали, а то и топором перерубали пояс, который они же и соткали.
Мы все помним тот клубок ниток, который Баба-яга дает главному герою в сказках. Этот клубок становится проводником в мир потусторонних сущностей, в Кощеево царство. Недаром же есть выражение «путеводная нить». Описаны ритуалы, бытовавшие у славян еще в XIX веке, когда при заселении в новый дом хозяин бросал через порог клубок, а потом уже, держась за нить, заходил сам.