«Черная изба» — дебютный роман Анны Лунёвой и Наталии Колмаковой, который входит в серию «Читаем Россию». Это мистическая история, полная мрачных чудес. Главной героине предстоит разгадать тайну сокурсницы из глухой деревушки: она пропадает посреди семестра, а возвращается совсем другой.
Мы поговорили с Анной и Натальей об идеях, героях и важных мыслях книги.
Бумажная книга Электронная книга
О книге
Что вас вдохновило на книгу? Как появилась идея?
Наташа:
— Несколько лет назад я прочитала страшилку о мальчике, который случайно выяснил, что во время его младенчества его мама вместе с ним принимала участие в жутких и непонятных языческих обрядах. Страшилка эта периодически всплывала у меня в голове, и однажды я сказала Ане: «А если представить, что вот прямо сейчас в какой-то деревне существует древний жуткий культ с принесением человеческих жертв? Вот, слушай, что я придумала! Жила-была девочка…»
Аня:
— Идея была Наташина. У нас обычно это так происходит: кто-то говорит: «А что, если…» и понеслось:) В это раз было: «А что, если где-нибудь в современной деревне всерьёз поклоняются какому-нибудь языческому духу». Я была сильно загружена работой, так что первые несколько глав Наташа написала одна, я только редачила диалоги и в целом по верхам. Но потом втянулась:)
Расскажите о книге: о чем она для вас? Кто любимый герой и почему?
Наташа:
— В процессе написания эта книжка была для меня о приключениях девочки Кати. Сейчас мне кажется, что книжка вообще-то получилась о взрослении и обретении своего голоса. Ну и ещё немного о том, как глубоко укоренился в нашей жизни обычай приносить старших детей в жертву интересам семьи.
Насчёт любимого героя даже не знаю… Пусть будет Крыса))
Аня:
— Из героинь мне нравится Наталья Степановна. Её в тексте мало, но она очень яркий, выпуклый персонаж. Ещё нравится Вика, она такая честная с собой, скорая на дружбу, но себя в обиду не даёт. Книжка… книжка вначале была вроде бы о том, как девочка Катя сталкивается со страшной чужой тайной, но в итоге оказалось, что эта тайна — мир взрослеющих и взрослых женщин, которые находятся между собой в запутанных и часто тяжёлых отношениях, и в этой сложной системе Кате приходится искать своё место.
Анна Лунёва (слева) и Наталия Колмакова (справа)
Как вы писали книгу? Сколько времени? Какие жизненные обстоятельства вас вдохновляли или, наоборот, мешали?
Наташа:
— Первые шесть глав я в одиночку написала за четыре дня. Сейчас даже не верится! Дальше мне всё-таки пришлось лечь спать, и в работу включилась Аня. Оставшиеся три четверти книги мы писали вдвоём почти год. Через несколько месяцев я вдруг поняла, что надо бы переписать последнюю главу, было неудобно перед читателями, но я это сделала! Что меня вдохновляло — не могу сказать точно. Та страшилка и воспоминания об учёбе в аграрном колледже, наверное. Мешали дети и необходимость работать, да ещё постоянная подлая мыслишка: «Графоманишь? А полы-то не мыты! Кому нужны твои пописульки?» Побороть эту мысль мне помогало только осознание того, что у книжки есть читатели и они не обрадуются, если я всё брошу на середине 🙂
Аня:
— Специально посмотрела: мы начали в апреле 2020, а закончили в ноябре того же года. Итого 8 месяцев, ну и потом ещё редактировали, вылавливали несостыковки, переделали финал. Вдохновляли не столько обстоятельства, сколько интерес к самой истории — наш личный и наших подруг. Хотя ковид сильно помог, кабы не ковид, мы бы так и продолжали мотаться по миру, а книжка осталась бы в проекте навечно 🙂
Каким читателям будет интересна ваша книга?
Наташа:
— О, если наша книга будет интересна каким-нибудь читателям, то я с удовольствием с ними пообщаюсь и потом набросаю словесный портрет! По моему опыту это совершенно разные люди, не могу сделать выборку ни по полу, ни по возрасту, ни по каким-то другим критериям. Скажем так — наш читатель любит мрачные загадки и не страдает из-за отсутствия любовной линии 🙂
Аня:
— Мне сложно нарисовать конкретный портрет, потому что люди, которые читали и хвалили, все очень разные. Могу разве что предположить, что это скорее читательницы, чем читатели. Кажется, у нас получилась очень женская история.
В книге атмосферные иллюстрации Натальи Матушкиной
Какой этап работы над книгой был самым приятным / неприятным / легким / сложным?
Наташа:
— Самый легкий этап — придумывать сюжет в общих чертах. Ну вроде как «Жила-была девочка, и тут кааак началось! И там ещё был такой мужик… и вот такая ещё была тётка, а она такая, потому что у неё в детстве… И там ещё должна быть такая страшная частушка! И перламутровые пуговицы!»,
Самый трудный этап — увязывать всё это в удобочитаемый формат. Никому не нужны сияющие протуберанцы твоего подсознания, если они связаны между собой на отвяжись.
Самый приятный этап — последняя редактура. С наслаждением выпиливаешь всякие вторые сны Веры Павловны, нелепый юморок, пасхалочки для своих и прочий кринж.
Самый неприятный этап — это, когда книжка ушла в печать, и буквально на следующий день подружки начинают тебе слать скрины с опечатками и повторами, которые ты ухитрилась пропустить в трёх редактурах и двух корректурах.
Аня:
— Самое лёгкое и приятное — обсуждать и проигрывать разные варианты сюжета. Я ещё люблю насыщать сюжет подробностями, сочинять мир вокруг него, придумывать персонажам родственников, друзей и житейские истории.
Самое неприятное — это бесконечная вычитка готового текста. Хочется уже новую историю, но неееет, изволь в десятый раз посмотреть эту))
О работе с МИФом
Как вы попали в издательство?
Наташа:
— Я вообще-то не собиралась посылать книжку в издательство, даже фантазии такой не было. Так что мы её написали и оставили лежать на ваттпаде. Заниматься рекламой нам было неловко, поэтому за два года книжку прочитало человек двадцать. И вроде бы всё было нормально, но оставалось какое-то чувство… незавершенности, что ли? Мы даже думали найти какого-нибудь умного человека и дать ему денег, чтобы он нашу книжку прочитал и сказал нам, хорошая это книжка или плохая. Сейчас-то я понимаю, насколько это была странная идея…
Однажды Аня предложила отправить книжку на конкурс в издательство. С момента написания на тот момент прошло почти два года, мы уже сумели как-то отделиться от этой истории, поэтому я отнеслась к идее спокойно — почему нет? И вот Аня написала синопсис и отправила всё это куда-то, я даже не интересовалась, куда именно…
Аня:
— Как сейчас помню: был унылый средиземноморский декабрь, ветер выл за стенами, как собака Баскервилей. Я подумала: «А что, собственно, может случиться плохого, если я возьму и отправлю рукопись в пару-тройку издательств?» Написала быстренько синопсис, открыла канал Юлии Гусевой «Книжное дело», нашла там несколько подходящих опен-коллов и отправила. Среди опен-коллов затесался совместный конкурс МИФа с Чердаком. И уже в апреле совершенно случайно, из сториз другой участницы, я узнала, что мы его выиграли. Спустя месяц с нами связалась Анна Неплюева и предложила публикацию. Ну а мы что? Мы согласились 🙂
Какие чувства испытали, когда МИФ вам написал?
Наташа:
— А МИФ нам не писал 🙂 Мы не следили за конкурсом, потому что… А не знаю, почему, было много других дел. Но однажды Аня написала мне, чтобы я села, если стою, потому что наша книжка выиграла первое место в конкурсе! Таким образом вопрос, хорошая у нас книжка или плохая, вроде как закрылся, и мы целых три месяца радовались победе, что-то вроде «не зря целый год тратили время на писанину, книжка всё-таки хорошая!» А потом нам написали, что книжку будут издавать, и мы почувствовали себя ещё круче — ходили надутые как индюки и собирали поздравления 🙂
Аня:
— Если честно, мне до сих пор кажется, что это сон 🙂 Вся эта история с книгой наложилась на довольно тяжёлый период в жизни — много стресса, перемен и новых непривычных вызовов. Как следует прочувствовать факт издания у меня пока не получилось. Может, когда возьму книжку в руки, что-то изменится.
Что вам понравилось в работе с издательством?
Наташа:
— Мне всё понравилось! У меня не было никаких ожиданий, поэтому я все принимала, как огромный незаслуженный подарок. Бесплатный редактор и корректор? Вау! Иллюстрации? Ничего себе! Обложка с фольгой? Божечки, она же блестит, красота какая! Авторский экземпляр дадут бесплатно? О-о-о, я в раю!
Аня:
— Присоединяюсь к Наташе 🙂 Есть люди, которые заинтересованы в нашей истории настолько, что готовы её оформить, напечатать и распространить — это же офигенно! Сами бы мы никогда не смогли, она бы так и осталась лежать на ваттпаде для 30 человек.
О себе
Расскажите о себе (как стали писателем, о чем мечтали в детстве?).
Наташа:
— В детстве я мечтала о своей комнате и о компьютере. Однажды я решила написать фанфик по Сильмариллиону, даже купила для этого красивую тетрадь. Дома открыла её и поняла, что сказать-то мне и нечего — пустая тетрадь отправилась в шкаф на вечное хранение. А лет через двадцать случайно выяснилось, что самое большое удовольствие в жизни я получаю от придумывания сюжетов, персонажей и диалогов…
Аня:
— Сколько себя помню, я всю жизнь сочиняла истории, даже записывала их в тетрадки, но идеи стать писателем не было. Писатель — это ж не профессия, ну, или так считалось у меня в семье. Так что я придумывала себе конвенциональные мечты, о которых не стыдно рассказать взрослым, типа колонизировать Венеру или открыть лекарство от рака 🙂 А внутри себя интересовалась только чтением и путешествиями. Потом я выросла и встретила Наташу, мы стали писать вместе, и вот мы тут.
Расскажите самый интересный факт о себе.
Наташа:
— Ну… допустим, я полстраны объездила автостопом, потому что путешествовать любила, а копить деньги на билеты — не очень.
Аня:
— Эээээ… ммммм… ну, я ассистировала на первой за Уралом операции по пересадке сердца. Даже держала в руках вынутое сердце, складывала его в контейнер и относила в гистологию. Незабываемый опыт! Вообще разнообразный жизненный опыт очень важен для писателя, думаю, именно поэтому мы вечно влипаем во всякие блудняки и сменили за жизнь стотыщ разных странных работ. Мы не нарочно, но всякое лыко в строку в итоге 🙂
Ваши любимые писатели?
Наташа:
— У меня нет любимых писателей, есть любимые книги. Но если так подумать… Из классиков пусть будут Джейн Остин, Дж.Р.Р. Толкин, К.С. Льюис. Из современных авторов — Алайна Салах, Евгения Некрасова и Александр Григоренко, они все крутые на свой лад.
Аня:
— Мои «автопокупаемые» авторы из современных — Дина Рубина, Донна Тартт, Энн Пэтчетт, Джоан Роулинг ака Р. Гэлбрейт, Евгения Некрасова, Ю Несбё, Александр Григоренко, с недавних пор слежу за Яной Вагнер. Из классиков люблю Пушкина, Паустовского, Пастернака, Толкина, Алексея Толстого, Пратчетта, Конан Дойля, Сигрид Унсет, Юхана Боргена, Туве Янссон… Ладно, перечислять можно долго и скучно, а если коротко, то я люблю хорошие истории, написанные хорошим языком. Пожалуй, второе даже важнее, чем первое 🙂
Какие книги вас сформировали, как писателя?
Наташа:
— Ну… все. Все, которые я прочитала. Их было очень много, не заставляйте меня перечислять! Если серьёзно, то я не думаю, что сознательно старалась кого-то копировать. Но в своё время меня поразило творчество Геймана и Дяченко, и говорят, что в наших с Аней книжках есть что-то похожее. Огромный незаслуженный комплимент для меня!
Аня:
— Ага, все, которые я читала, думаю, так. Есть авторы, которыми я восхищаюсь и наверняка местами неосознанно подражаю, но их очень много, так что результат получается достаточно самобытный, хехе. Да и параллели прослеживаются гораздо лучше со стороны 🙂 Вот рецензент сказал, что в «Черной избе» есть какие-то вайбы Дяченко, и, наверное, правда есть. Мы обе ими зачитывались в своё время.
Что вы читаете?
Наташа:
— Я читаю очень быстро, поэтому каждый день у меня будет новый ответ. Последняя книжка, которую я прочитала — «Калечина-малечина» Евгении Некрасовой. После неё захотелось пару-тройку дней ничего не читать, подождать, пока впечатления улягутся. На очереди «Как поймать монстра» Арины Цимеринг.
Аня:
— Если о книге детства, то это совершенно точно «Властелин Колец» Толкина, я его читала не помню сколько раз, но точно больше пятнадцати 🙂 Причём язык завораживал даже больше, чем сюжет.
О писательских привычках
Как сформировались ваши писательские навыки (самиздат, фанфики)?
Наташа:
— Я начала с фанфиков. Нет, мне не стыдно. Почти. Ладно, я не готова сказать, про кого были эти фанфики, значит, всё же стыдно 🙂 Какое-то время мы с Аней писали только фанфики, и кем у нас только не становились несчастные музыканты (оп, проговорилась) — солдатами, злыми колдунами, несчастными влюбленными, проводниками на тот свет… Однажды нас осенило — какой смысл наряжать реально существующего человека в условный костюм бобра, если можно писать сразу про бобра? Так началось наше путешествие в мир ориджей.
Аня:
— Я читаю с четырёх лет, и, наверное, лет с шести что-то да пишу, но это никогда не было для меня чем-то серьёзным. Наполовину игра, наполовину образ жизни 🙂 Думаю, так навыки и сформировались. Всё время были какие-то истории, стихи, текстовые игры с подружками, дневники… Потом я вышла замуж, родила и долго не писала ничего, кроме постов в ЖЖ (и те нечасто). От этого унылого состояния меня спасла музыка и совместное с Наташей вдохновенное ваяние фанфиков. Это тоже была игра, ну, это и до сих пор она, только теперь мы сами делаем для неё кукол и антураж.
Расскажите о своем писательском методе.
Наташа:
— Обычно я сразу пытаюсь сконструировать книжку от начала до конца, но довольно быстро ломаюсь и книжка начинает жить своей жизнью, а я смиренно записываю то, что диктует подсознание. Потом правлю. Потом ещё правлю. Мы всё обсуждаем с Аней, очень много говорим о сюжете, о персонажах — иногда в формате брейнсторма, иногда в формате психодрамы. Я могу ночью проснуться и понять, что предыдущие пять глав были одной большой ошибкой и начать всё переписывать. Иногда я на середине сцены понимаю, что не знаю, как её написать, и тогда прошу Аню меня сменить… Короче, нет у меня никакого метода, зачем себе врать 🙂
Аня:
— Метод? Какой метод? Нет у нас метода, мы просто что-то придумываем, постоянно про это трындим и избирательно записываем то, что нам кажется достойным записывания. Потом это крутим во все стороны, сто раз переделываем, в итоге получается история. Или не получается. Это тоже дело житейское 🙂
Что вы делаете, когда не пишется?
Наташа:
— Не пишу. К счастью, мне всегда есть, чем заняться — работа, дети, бытовуха, игры формата «три в ряд», бессмысленная тревога, думскроллинг, видео с милыми собачками…
Аня:
— Не пишу, занимаюсь другими делами. Но если (такое редко бывает) у меня вот есть время, выделенное именно под то, чтоб писать, и кровь из носу надо писать, а не пишется, я перечитываю и редактирую уже написанное. В какой-то момент голова включается. А если нет, то хоть что-то полезное для книжки поделала.
У вас был писательский кризис? Как справлялись?
Наташа:
— Один раз было такое: мы начали писать нашу первую в жизни книжку, не фанфик. Написали уже одиннадцать, кажется, глав. И тут Аня позвала в нашу закрытую группу какую-то свою знакомую, которую я вообще не знала. Знакомая ознакомилась, извините за тавтологию, и сообщила что-то вроде: «Меня тошнит от ГГ, она просто жалкая, но я всё равно хочу читать дальше, потому что сюжет захватывающий и язык хороший». Никакого «дальше», конечно, не случилось, потому что я от такой оценки ГГ, списанной с себя (так бывает с первыми книжками) немедленно впала в уныние и апатию. Ту книжку я забросила и тайно в другой группе начала писать новую — вот эту, которая позже получила название «Чёрная изба».
Аня:
— Бывает регулярно, но мне кажется, это больше депрессивный эпизод, чем писательский кризис. Спасают всякие практики самопомощи, ну и антидепрессанты, если всё совсем плохо.
Дайте совет молодым писателям: как написать книгу? Как научиться писать?
Наташа:
— Ну, наверное, в первую очередь — много читать. И много писать 🙂
Аня:
— Мне кажется, если у человека возникает вопрос «Как написать книгу», возможно, ему лучше попробовать себя в чём-нибудь другом. Не надо писать книгу, если она сопротивляется 🙂 Конечно, можно научиться выстраивать структуру, подбирать слова. Но когда вам есть что сказать, вы просто говорите и всё, а техника — дело наживное.
О чем вам хочется написать в будущем?
Наташа:
— О-о-о, у меня полно идей! Ещё больше у меня начатых и заброшенных текстов. Может быть, когда-нибудь на пенсии… Ладно, давайте о простом. Я всё ещё хочу дописать ту книжку, где жалкая ГГ, но никак не могу придумать, как её издать так, чтобы та Анина знакомая никогда её не прочитала)))
Аня:
— У нас много совместных задумок и начатых историй, да. Перечислять их почему-то не хочется, как будто сглазить боюсь. Хотя вот, хочется написать историю про фангерлинг, как-то осмыслить этот опыт. У нас есть одна общая идея про это, с фантастическим допущением, и ещё есть моя частная идея, там больше автофикшн, без мистики. Больше верю в первый вариант 🙂
Где купить книгу «Черная изба»:
В тексте использованы фото из личного архива Анны Лунёвой и Наталии Колмаковой, авторов книги «Черная изба»