Шедевры каллиграфии, знаменитые ковры, предметы роскоши и поразительные памятники архитектуры — все это исламское искусство. Подробно о нем рассказывает искусствовед Ася Гимборг в новой книге серии «Главное в истории…». На страницах — поразительные факты и красочные фотографии ключевых достижений самобытной культуры Востока. Принесли показать те из них, которые вы можете увидеть собственными глазами. Не выезжая за пределы страны.
Главное в истории исламского искусства
Белая Мечеть: Болгар, Татарстан
Тадж-Махал вдохновляет тысячи зодчих по всему миру создавать похожие произведения. Один из таких примеров архитектуры находится в Болгаре — бывшей столице Волжской Булгарии, которая приняла ислам как государственную религию в 922 году.
Белая мечеть входит в архитектурный ансамбль, состоящий из резиденции духовенства и медресе. На ее строительство ушло около 2000 тонн белого итальянского мрамора. Мечеть украшают три купола и два минарета, возведенные по подобию минаретов мединской мечети пророка. Основной купол обрамлен 16 витражными окнами. Сооружение привлекает к себе внимание гармоничным сочетанием исламских орнаментов и современного стиля, а также своей монументальностью, которую ей придает аркада из 88 мраморных колонн, установленных по всему периметру. Днем мечеть отражается в зеркальной глади искусственного бассейна, построенного перед комплексом, а в темное время суток озаряет светом все вокруг в радиусе нескольких сотен метров.
Четыре реки делят сад на четыре части, символизирующие четыре стороны света. Местом для поклонения и молитв служит мусалла площадью 1500 м², раскинутая между зданиями. У каждого входа в мечеть стоят колонны, увенчанные полумесяцами. Стены внутри декорированы изречениями из Корана, арабесками, мукарнами и изображениями тюльпанов. Огромный двухуровневый молельный зал освещают большая потолочная люстра диаметром 25 м и мягкие рассеянные солнечные лучи, проходящие через витражные окна. Красота.
Парадный шлем и наручи: Оружейная палата Московского Кремля
В Оружейной палате хранится внушительная коллекция оружия и доспехов русской знати XV–XVI веков, созданных османскими мастерами. Все предметы отличаются искусным исполнением и изящной отделкой. Восточные доспехи были востребованы в русском государстве в тот период: боевой стиль стал требовать быстроты и маневренности, чем славились тюркские народы, поэтому в обмундировании знатного воина появились сфероконические шлемы и кольчужные бармицы. Из оружия обязательными элементами были булатные сабли и саадаки — лучный набор для всадников.
Подобные предметы русские либо сами закупали на Востоке, либо получали в качестве дипломатических подарков, как парадные доспехи, принадлежавшие князю Федору Мстиславскому (ок. 1549/1551—1622).
Эти доспехи украшены в османском стиле с традиционными элементами вроде тюльпанов, выполненных в технике таушировки (золотой насечки). Кроме золота, османские мастера искусно инкрустировали оружие еще и драгоценными камнями. Здесь использованы рубины, мелкая бирюза и изумруды, причем камни выбраны неслучайно. Красный у мусульман символизировал богатство, голубой — благородство, а зеленый — рай. Декор шлема включает арабскую вязь с цитатами из Корана с пожеланием победы.
Картина «Женщина у окна»: Государственный музей Востока, Москва
В XIX веке иранская живопись приобрела уникальные черты. Этот стиль, не похожий ни на что другое в мировой истории искусств, назвали каджарским в честь правившей тогда династии. Каджарская живопись — это масштабные парадные портреты, а также неформальные изображения придворных и женщин из гарема в разных позах, в том числе во время танца или музицирования.
Эпоха Каджаров не была стабильной и благополучной, на нее выпали две русско-персидские войны и опустошение казны. И парадные портреты стали способом показать всему миру, в частности в рамках дипломатии, блеск и могущество династии. Тонкая проработка деталей — несомненное наследие книжной миниатюры, из которой выросла станковая живопись. Показная роскошь — подражание императорам Великих Моголов, что связано с захватом Надиршахом Афшаром (прав. 1736–1747) Дели в 1739 году. Техника исполнения, реализм и переход к масляным краскам демонстрируют влияние европейской живописи, а безэмоциональные сюжеты с фривольными сценами — европейского барокко и рококо.
Костюм — полупрозрачная рубаха с глубоким вырезом, — несмотря на странный вид, вполне реален. Руки и ноги героини покрыты хной — перед нами наложница: знатных женщин или профессиональных танцовщиц всегда изображали более сдержанно. В контексте исламского искусства может шокировать наличие на полотне графина для вина и бокала, однако в XIX веке иранцы действительно употребляли спиртные напитки, но непублично. Внешность героини отражает стандарты красоты того времени, стремление выглядеть по-европейски проникло в Иран уже после падения Каджаров.
Ваза Фортуни: Эрмитаж, Санкт-Петербург
Альгамбрские вазы — уникальные произведения испано-мавританской люстровой керамики. В мире их сохранилось не более дюжины, но лишь две в хорошем состоянии. Это большие сосуды высотой до 150 см, по форме напоминающие амфоры. Яркая особенность таких ваз — плоские ручки-крылышки. Вазы служили предметом декора во дворцах Альгамбры и предназначались для хранения питьевой воды.
Поверхность вазы Фортуни покрыта изысканными каллиграфическими надписями, выполненными куфическим письмом, и геометрическими орнаментами, характерными для Гранады. Арабский текст по центру — это пожелания крепкого здоровья владельцу изделия. Выше, в орнаментальных кругах, читается слово «восторг», оно показывает особое отношение к чистой воде в арабской культуре.
Ваза носит имя своего прежнего владельца, художника Мариано Фортуни (1838–1874), большого ценителя исламского искусства. Его богатую коллекцию можно увидеть на картине Рикардо Мадрасо (1852–1917) «Студия Марии Фортуни в Риме» (1874). Всего у художника было три такие вазы, эту он случайно нашел в одной из церквей Андалусии: в ней хранили святую воду.
После смерти Фортуни вазу приобрел князь Александр Базилевский (1829–1899), чья коллекция вместе с вазой изображена на акварели Василия Верещагина (1842–1904). В 1884 году все собрание было выкуплено для Эрмитажа.
Соборная мечеть: Санкт-Петербург
Стиль мечети — северный модерн, родившийся в Петербурге под влиянием скандинавской культуры, — вызывает сомнения только на первый взгляд. Здание действительно напоминает архитектуру Востока: искушенный глаз сразу отметит сходство с мавзолеем Гур-Эмир в Самарканде, их купола практически не отличить друг от друга. И только рассмотрев соборную мечеть детальнее, можно понять, что ее архитектор Николай Васильев (1875–1958) не копировал мавзолей Тимура, а произвел его стилизацию.
В 1907 году в Петербурге объявили конкурс на лучший проект соборной мечети. Одним из условий было соответствие архитектурной специфике города, выстроенного в духе северного модерна. Оба проекта Николая Васильева — «Тимур» и «Арабески» — оказались успешными. Предпочтение отдали проекту «Тимур», который архитектор немного доработал. Над украшением мечети трудились мастера из Гатчины, крымско-татарский каллиграф Осман Акчокраклы (1879–1938), русский керамист Петр Ваулин (1870–1943).
Но все же северный стиль доминирует над восточными мотивами. Отличительные черты северного модерна — контрастное сочетание форм и фактур, синтез естественных и искусственных отделочных материалов, вызывающих ощущение тяжеловесности и холода. Фасад мечети, несмотря на тонкие орнаментальные узоры и разноцветные керамические изразцы в украшении купола, выглядит сдержанно: он облицован серым гранитом, который «успокаивает» восточную экзотику своей суровостью.
По материалам книги «Главное в истории исламского искусства».
Купить: МИФ / Ozon / WB / Читай-город
Обложка и иллюстрации из книги.