Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
7 причин, по которым мы пишем и читаем фанфики. И как истории «по мотивам» дорастают до книг
11 апреля 3 526 просмотров

Госпожа Метафора
Госпожа Метафора

Лет 20 назад о фанфиках говорили в лучшем случае как о развлечении для школьников. Сегодня фанфикшен не просто жив, а процветает, и его роль в современной культуре только растет. Издательства присматриваются к работам с «Фикбука», а в книгах по авторской редактуре можно встретить целые главы по теме. В чем же секрет? Почему, не испытывая недостатка в оригинальных произведениях, тысячи людей день ото дня пишут и читают сочинения «по мотивам»?



Валентина Дубенкова, выпускница курса «Текст как инструмент»

Что такое фанфики и с чего все началось

Рассказывать истории — пожалуй, самое естественное из искусств. Но, что интересно, из века в век люди нередко переделывали и дополняли деталями одни и те же сюжеты. Почти у всех классических сказок найдется не меньше десятка вариаций, и, грубо говоря, такое народное творчество — не что иное, как предвестник фанфикшена.

С появлением авторской литературы стремление к экспериментам никуда не делось. «Доставалось» и древнегреческим трагедиям, и французским пасторальным романам, и «Дону Кихоту», и «Шерлоку Холмсу». Однако массовую природу фанфикшен приобрел в XX веке.

Принято считать, что все началось с популярного «Звездного пути» и научно-фантастических журналов по этой вселенной. В одном из них опубликовали рассказ на основе сериала — и понеслось.

Приблизительно тогда появился и сам термин: под фанфиками стали понимать истории, написанные фанатами произведения с использованием персонажей, миров и других элементов первоисточника. Фанфики пишут по книгам, фильмам, сериалам, комиксам и даже по жизни реальных людей.

Фанфикшен — это как взять поиграть чужие игрушки. — Источник

Я, например, увлекаюсь визуальными новеллами — это такой жанр на стыке художественной литературы и компьютерных игр. По одной из них пишу уже третью работу.

Разношерстность фанфикшена связана не только с многообразием первоисточников. Как и любой другой контент, фанфики могут быть предназначены как для широкой аудитории, так и иметь пометку «только для взрослых». Размер тоже бывает разный — от совсем крошечных зарисовок, «драбблов», до внушительных «макси» на 300 и более страниц. А уж жанрам и сюжетным тропам и вовсе впору посвящать отдельную статью.

Но главная отличительная черта фанфиков — отсутствие у их авторов каких-либо прав: делай с любимыми героями все что угодно, но как только наигрался — верни на место. Иными словами, фанфикшен — это не про коммерческую выгоду (хотя и тут есть исключения, о которых — чуть позже). Выходит, фанфикшен — дело сугубо добровольное, и в подавляющем числе случаев не оплачиваемое (если не считать донаты). Но статистика говорит сама за себя: на одной только зарубежной платформе Fanfiction.net с 1998 года было опубликовано 14 млн историй (по данным портала Medium).

Причины популярности

Путь к фанфикшену у каждого свой, но я постаралась выделить наиболее распространенные причины популярности этого явления. Чтобы вышло нагляднее, рассмотрим их на примере «Гарри Поттера» — одного из самых «плодовитых» на фанфики фандомов.

Причина № 1. Разочарование концовкой или судьбой персонажей

Некоторые фанаты поттерианы остались недовольны эпилогом, что породило массу историй в жанре AU — «alternative universe», то есть «альтернативная вселенная». Кто-то был не согласен с мракоборческой карьерой Гарри, представляя его исключительно в роли учителя Защиты от Темных сил. Кому-то показалась до ужаса скучной показанная нам семейная идиллия. А кто-то просто хотел «воскресить» свободного эльфа Добби.

Книги о Гарри Поттере стали источником вдохновения для тысяч фанатов. — Источник

Причина № 2: недовольство любовными линиями или их отсутствием

Когда дело касается романтики, всем угодить невозможно. Так и получается, что в творчестве фанатов мисс Грейнджер частенько оказывается в объятиях Гарри или Драко, и куда реже — предначертанного автором Рона Уизли.

Причина № 3: белые пятна, неразрешенные микроконфликты и альтернативные точки зрения

Возвращаясь к многострадальному эпилогу: временной скачок в 19 лет слишком многое оставил за кадром. Но фанатам ничто не мешает самим вообразить, как восстанавливался волшебный мир после победы над Волдемортом или что стало с родителями Драко.

Причина № 4: дух авантюризма

Это квинтэссенция буйной фантазии поклонников и ответа на извечный вопрос «А что если?..» На выходе можно получить и русских в Хогвартсе, и Поттера-джедая, и даже жуткую параллельную реальность, где мальчика-который-выжил воспитывал Темный Лорд. Или взять, к примеру, мой макси-фанфик из далеких нулевых, где отцом Гарри оказывается Северус Снейп.

Причина № 5: потребность скрасить ожидание

Эта причина будет особенно близка и понятна «сериальщикам». Или поклонникам саги Джорджа Мартина. Когда книги о «Гарри Поттере» еще только писались, читатели, забегая вперед, сочиняли собственные продолжения. А потом выходила очередная часть, и такие фанфики получали метку «AU».

Причина № 6: принадлежность к сообществу

Фанфикшен — это эмоции, совместное творчество и люди, разделяющие схожие интересы. Порой дело не только в полюбившихся героях, но и в возможности поднять в среде единомышленников сложные вопросы. Проблемы в отношениях, потеря близких, насилие, депрессия — эти и многие другие темы в фанфиках фигурируют сплошь и рядом.

Причина № 7: нежелание расставаться с дорогими сердцу героями и мирами

В конце концов, что есть фанфикшен если не своеобразное признание в любви к произведению?

Фанфики как тренировка писательского мастерства

Все вышеперечисленное применимо как к читателям, так и к авторам. Впрочем, для последних я бы добавила сюда творческую самореализацию и низкий порог вхождения. К примеру, даже после пятнадцатилетнего перерыва мое возвращение к фикрайтерству произошло всего за один день: утром по дороге с тренировки мне пришла в голову идея, а ночью я уже опубликовала первую главу. Но настоящую пользу своего увлечения я обнаружила позже, когда в своем стремлении писать лучше и больше пошла на один из обучающих курсов МИФа.

Во-первых, любое регулярное письмо — это тренировка писательских навыков. А еще — возможность попробовать себя в новых жанрах или научиться применять разные стилевые приемы, подражая языку оригинала.

Для начинающих авторов фанфикшен может стать своеобразной репетицией «большого плавания». — Источник

Во-вторых, фанфикшен — настоящий «полигон» для творческих экспериментов. Например, в своей последней истории я решила поиграть с магическим реализмом и научной фантастикой… в декорациях Франции XVII века. Помимо всего прочего, подобные авантюры развивают контекстную логику и навыки работы с информацией, так что вкладки с историей костюма в моем браузере теперь соседствуют со статьями по квантовой запутанности.

В-третьих, в начале пути авторам нередко недостает уверенности в себе, мотивации и терпения. Немудрено «перегореть», дожидаясь, пока твоя рукопись увидит свет. А фанфики как раз позволяют получить быструю обратную связь на свое творчество.

И наконец, подавляющее большинство платформ для публикации фанфикшена — это анонимный самиздат, где излишне тревожный автор получает возможность обойти свой страх писать публично. А дальше есть вероятность, что страх уйдет, ведь благодарные читатели — это серьезная поддержка и эмоциональная подпитка. Причем иногда фанфикшен внезапно становится трамплином в большую писательскую жизнь.

Как фанфики эволюционируют

Порой фанфик оказывается достаточно интересен издателям, чтобы его захотели переработать в самостоятельное произведение. Именно так мир увидел «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс — некогда фанфик по саге «Сумерки». Более свежий пример — «Гипотеза любви» Али Хейзелвуд, выросшая из фанатской истории о Рей и Кайло Рене из «Звездных войн».

— Одна из моих задач — активно изучать «Фикбук» на предмет оригинальных историй (ориджиналов) или фанфиков, которые можно переработать в самостоятельный текст, — говорит редактор направления «Художественная литература» Арина Ерешко. — Разумеется, на близлежащие площадки (фанфикс, АО3) я заглядываю тоже, но по своему опыту могу сказать, что «Фикбук» — самая удобная из них: многие фикрайтеры (да и авторы ориджиналов) начинают свой путь именно с «Книги фанфиков», и впоследствии нередко выкладывают тексты и туда, и на другие площадки одновременно. Фанфикшен, как и самиздат, довольно интересное (и бесконечное) поле для изучения и поиска нового: оставив в стороне оригинальные истории, могу отметить, что иногда фанфики бывают «взрослее» и продуманнее канона, на основе которого написана история, или же попросту в корне от него отличаются. Метки AU или «Как ориджинал» — одни из моих любимых. Как и еще десяток других, которые помогают быстро определить место действия истории (например, «Кафе/Кофейни/Чайные») и понять, насколько велики шансы, что текст может подойти.

Случается и так, что даже имен персонажей менять не приходится, но это возможно, только когда первоисточник уже стал общественным достоянием или получена лицензия от правообладателей. К первой категории можно отнести популярные ныне ретеллинги (сказок, мифов, классики). Ко второй — «сиквелы» известных произведений: например, «Скарлетт» А. Рипли, продолжение легендарных «Унесенных ветром».

Иногда такие истории даже выходят за рамки литературы. Так, по книге «Гордость и предубеждение и зомби» в 2015 году был снят фильм, а по роману «Злая: жизнь и приключения Злой Ведьмы Запада» на Бродвее много лет подряд ставят успешный мюзикл.

Возможно, последние примеры и не назовешь фанфиками в привычном понимании, ведь их авторы — профессиональные писатели, а процесс публикации минует платформы самиздата. И все-таки созданы они по тем же канонам, а их успех доказывает, что при определенных условиях почти любая история имеет шанс быть опубликованной.

Когда-то к фанфикам не относились всерьез. Сегодня интерес к ним стремительно растет, их аудитория взрослеет, а их ценность становится все более осязаемой. Может ли это стать отправной точкой для дальнейшего писательского роста? Абсолютно. По крайней мере, я очень надеюсь, что однажды тоже смогу сказать фанфикшену спасибо, прижимая к груди собственную изданную книгу.

Эта статья написана выпускницей курса «Текст как инструмент». Уже скоро стартует новый поток. Если хотите первыми узнать о запуске и получить самые приятные условия — записывайтесь здесь.

Обложка поста — freepik.com

Похожие статьи