Лет 20 назад о фанфиках говорили в лучшем случае как о развлечении для школьников. Сегодня фанфикшен не просто жив, а процветает, и его роль в современной культуре только растет. Издательства присматриваются к работам с «Фикбука», а в книгах по авторской редактуре можно встретить целые главы по теме. В чем же секрет? Почему, не испытывая недостатка в оригинальных произведениях, тысячи людей день ото дня пишут и читают сочинения «по мотивам»?
Валентина Дубенкова, выпускница курса «Текст как инструмент»
Что такое фанфики и с чего все началось
Рассказывать истории — пожалуй, самое естественное из искусств. Но, что интересно, из века в век люди нередко переделывали и дополняли деталями одни и те же сюжеты. Почти у всех классических сказок найдется не меньше десятка вариаций, и, грубо говоря, такое народное творчество — не что иное, как предвестник фанфикшена.
С появлением авторской литературы стремление к экспериментам никуда не делось. «Доставалось» и древнегреческим трагедиям, и французским пасторальным романам, и «Дону Кихоту», и «Шерлоку Холмсу». Однако массовую природу фанфикшен приобрел в XX веке.
Приблизительно тогда появился и сам термин: под фанфиками стали понимать истории, написанные фанатами произведения с использованием персонажей, миров и других элементов первоисточника. Фанфики пишут по книгам, фильмам, сериалам, комиксам и даже по жизни реальных людей.
Фанфикшен — это как взять поиграть чужие игрушки. — Источник
Я, например, увлекаюсь визуальными новеллами — это такой жанр на стыке художественной литературы и компьютерных игр. По одной из них пишу уже третью работу.
Разношерстность фанфикшена связана не только с многообразием первоисточников. Как и любой другой контент, фанфики могут быть предназначены как для широкой аудитории, так и иметь пометку «только для взрослых». Размер тоже бывает разный — от совсем крошечных зарисовок, «драбблов», до внушительных «макси» на 300 и более страниц. А уж жанрам и сюжетным тропам и вовсе впору посвящать отдельную статью.
Но главная отличительная черта фанфиков — отсутствие у их авторов каких-либо прав: делай с любимыми героями все что угодно, но как только наигрался — верни на место. Иными словами, фанфикшен — это не про коммерческую выгоду (хотя и тут есть исключения, о которых — чуть позже). Выходит, фанфикшен — дело сугубо добровольное, и в подавляющем числе случаев не оплачиваемое (если не считать донаты). Но статистика говорит сама за себя: на одной только зарубежной платформе Fanfiction.net с 1998 года было опубликовано 14 млн историй (по данным портала Medium).
Причины популярности
Путь к фанфикшену у каждого свой, но я постаралась выделить наиболее распространенные причины популярности этого явления. Чтобы вышло нагляднее, рассмотрим их на примере «Гарри Поттера» — одного из самых «плодовитых» на фанфики фандомов.
Причина № 1. Разочарование концовкой или судьбой персонажей
Некоторые фанаты поттерианы остались недовольны эпилогом, что породило массу историй в жанре AU — «alternative universe», то есть «альтернативная вселенная». Кто-то был не согласен с мракоборческой карьерой Гарри, представляя его исключительно в роли учителя Защиты от Темных сил. Кому-то показалась до ужаса скучной показанная нам семейная идиллия. А кто-то просто хотел «воскресить» свободного эльфа Добби.
Книги о Гарри Поттере стали источником вдохновения для тысяч фанатов. — Источник
Причина № 2: недовольство любовными линиями или их отсутствием
Когда дело касается романтики, всем угодить невозможно. Так и получается, что в творчестве фанатов мисс Грейнджер частенько оказывается в объятиях Гарри или Драко, и куда реже — предначертанного автором Рона Уизли.
Причина № 3: белые пятна, неразрешенные микроконфликты и альтернативные точки зрения
Возвращаясь к многострадальному эпилогу: временной скачок в 19 лет слишком многое оставил за кадром. Но фанатам ничто не мешает самим вообразить, как восстанавливался волшебный мир после победы над Волдемортом или что стало с родителями Драко.
Причина № 4: дух авантюризма
Это квинтэссенция буйной фантазии поклонников и ответа на извечный вопрос «А что если?..» На выходе можно получить и русских в Хогвартсе, и Поттера-джедая, и даже жуткую параллельную реальность, где мальчика-который-выжил воспитывал Темный Лорд. Или взять, к примеру, мой макси-фанфик из далеких нулевых, где отцом Гарри оказывается Северус Снейп.
Причина № 5: потребность скрасить ожидание
Эта причина будет особенно близка и понятна «сериальщикам». Или поклонникам саги Джорджа Мартина. Когда книги о «Гарри Поттере» еще только писались, читатели, забегая вперед, сочиняли собственные продолжения. А потом выходила очередная часть, и такие фанфики получали метку «AU».
Причина № 6: принадлежность к сообществу
Фанфикшен — это эмоции, совместное творчество и люди, разделяющие схожие интересы. Порой дело не только в полюбившихся героях, но и в возможности поднять в среде единомышленников сложные вопросы. Проблемы в отношениях, потеря близких, насилие, депрессия — эти и многие другие темы в фанфиках фигурируют сплошь и рядом.
Причина № 7: нежелание расставаться с дорогими сердцу героями и мирами
В конце концов, что есть фанфикшен если не своеобразное признание в любви к произведению?
Фанфики как тренировка писательского мастерства
Все вышеперечисленное применимо как к читателям, так и к авторам. Впрочем, для последних я бы добавила сюда творческую самореализацию и низкий порог вхождения. К примеру, даже после пятнадцатилетнего перерыва мое возвращение к фикрайтерству произошло всего за один день: утром по дороге с тренировки мне пришла в голову идея, а ночью я уже опубликовала первую главу. Но настоящую пользу своего увлечения я обнаружила позже, когда в своем стремлении писать лучше и больше пошла на один из обучающих курсов МИФа.
Во-первых, любое регулярное письмо — это тренировка писательских навыков. А еще — возможность попробовать себя в новых жанрах или научиться применять разные стилевые приемы, подражая языку оригинала.
Для начинающих авторов фанфикшен может стать своеобразной репетицией «большого плавания». — Источник
Во-вторых, фанфикшен — настоящий «полигон» для творческих экспериментов. Например, в своей последней истории я решила поиграть с магическим реализмом и научной фантастикой… в декорациях Франции XVII века. Помимо всего прочего, подобные авантюры развивают контекстную логику и навыки работы с информацией, так что вкладки с историей костюма в моем браузере теперь соседствуют со статьями по квантовой запутанности.
В-третьих, в начале пути авторам нередко недостает уверенности в себе, мотивации и терпения. Немудрено «перегореть», дожидаясь, пока твоя рукопись увидит свет. А фанфики как раз позволяют получить быструю обратную связь на свое творчество.
И наконец, подавляющее большинство платформ для публикации фанфикшена — это анонимный самиздат, где излишне тревожный автор получает возможность обойти свой страх писать публично. А дальше есть вероятность, что страх уйдет, ведь благодарные читатели — это серьезная поддержка и эмоциональная подпитка. Причем иногда фанфикшен внезапно становится трамплином в большую писательскую жизнь.
Как фанфики эволюционируют
Порой фанфик оказывается достаточно интересен издателям, чтобы его захотели переработать в самостоятельное произведение. Именно так мир увидел «Пятьдесят оттенков серого» Э. Л. Джеймс — некогда фанфик по саге «Сумерки». Более свежий пример — «Гипотеза любви» Али Хейзелвуд, выросшая из фанатской истории о Рей и Кайло Рене из «Звездных войн».
— Одна из моих задач — активно изучать «Фикбук» на предмет оригинальных историй (ориджиналов) или фанфиков, которые можно переработать в самостоятельный текст, — говорит редактор направления «Художественная литература» Арина Ерешко. — Разумеется, на близлежащие площадки (фанфикс, АО3) я заглядываю тоже, но по своему опыту могу сказать, что «Фикбук» — самая удобная из них: многие фикрайтеры (да и авторы ориджиналов) начинают свой путь именно с «Книги фанфиков», и впоследствии нередко выкладывают тексты и туда, и на другие площадки одновременно. Фанфикшен, как и самиздат, довольно интересное (и бесконечное) поле для изучения и поиска нового: оставив в стороне оригинальные истории, могу отметить, что иногда фанфики бывают «взрослее» и продуманнее канона, на основе которого написана история, или же попросту в корне от него отличаются. Метки AU или «Как ориджинал» — одни из моих любимых. Как и еще десяток других, которые помогают быстро определить место действия истории (например, «Кафе/Кофейни/Чайные») и понять, насколько велики шансы, что текст может подойти.
Случается и так, что даже имен персонажей менять не приходится, но это возможно, только когда первоисточник уже стал общественным достоянием или получена лицензия от правообладателей. К первой категории можно отнести популярные ныне ретеллинги (сказок, мифов, классики). Ко второй — «сиквелы» известных произведений: например, «Скарлетт» А. Рипли, продолжение легендарных «Унесенных ветром».
Иногда такие истории даже выходят за рамки литературы. Так, по книге «Гордость и предубеждение и зомби» в 2015 году был снят фильм, а по роману «Злая: жизнь и приключения Злой Ведьмы Запада» на Бродвее много лет подряд ставят успешный мюзикл.
Возможно, последние примеры и не назовешь фанфиками в привычном понимании, ведь их авторы — профессиональные писатели, а процесс публикации минует платформы самиздата. И все-таки созданы они по тем же канонам, а их успех доказывает, что при определенных условиях почти любая история имеет шанс быть опубликованной.
Когда-то к фанфикам не относились всерьез. Сегодня интерес к ним стремительно растет, их аудитория взрослеет, а их ценность становится все более осязаемой. Может ли это стать отправной точкой для дальнейшего писательского роста? Абсолютно. По крайней мере, я очень надеюсь, что однажды тоже смогу сказать фанфикшену спасибо, прижимая к груди собственную изданную книгу.
Эта статья написана выпускницей курса «Текст как инструмент». Уже скоро стартует новый поток. Если хотите первыми узнать о запуске и получить самые приятные условия — записывайтесь здесь.
Обложка поста — freepik.com