За Великой Китайской стеной скрыта одна из древнейших цивилизаций. Изучая ее мифологию, мы учимся замечать китайские мотивы и образы в современной культуре. А еще — глубже понимать ее традиции и жителей.
В книге «Китайские мифы» профессор Тао Тао Лю рассказывает о ключевых легендах и героях Поднебесной и объясняет, как конфуцианство, даосизм и буддизм повлияли на мифологические сюжеты и их восприятие. Здесь люди обретали бессмертие и летали на фениксах, драконы повелевали водой, а на небо взошло десять солнц.
Китайские мифы
Выбрали из книги несколько фактов о невероятных персонажах: великих богах, могущественных драконах и бессмертных героях.
Три божественных властителя
В мифологической традиции Поднебесной есть выдающиеся фигуры, которых провозгласили Тремя властителями («Сань хуан»), первыми богоподобными правителями, подарившими человечеству важные знания и умения. Список этих персонажей варьируется. Мы остановимся на Фуси, Божественном Земледельце и Желтом императоре.
Фуси
Его неизменно причисляют к Трем властителям. Фуси — один из великих культурных героев, но в сохранившихся текстах о нем говорится мало. С ним связывают изобретение искусства охоты, музыки и гадания на восьми триграммах. Фуси придумал и рыболовство: понаблюдав, как паук бросает паутину, он научил людей плести рыболовные сети и пользоваться ими. Также он делал музыкальные инструменты, например, цитру гуцинь.
Фуси помнят в основном благодаря связи с Нюйвой — «матерью человечества», которая слепила людей из желтой глины. В древних устных преданиях говорится, что они пережили Потоп и, поженившись, заселили мир. При империи Хань (202 год до н.э. — 220 год н.э.) и в более ранние эпохи пару часто изображали на каменных изваяниях и шелках в виде людей с драконьим или змеиным хвостом ниже пояса.
Переплетенные Нюйва и Фуси. Роспись по шелку, III–VIII век н. э.
Божественный Земледелец
Для Древнего Китая фундаментальное значение имело земледелие, поэтому Шэнь-нун всегда входил в число Трех божественных властителей. Он отобрал и посеял сто злаков, обращая внимание на их запах и вкус. За это его и прозвали Божественным Земледельцем. Также рассказывают, что Шэнь-нун попробовал семьдесят известных человечеству видов трав и научил людей отличать их друг от друга, а еще проверил воду во всех реках и родниках. Таким образом, Шэнь-нун стал отцом медицины.
Однако даже боги иногда ошибаются. Шэнь-нун погиб от маленького желтого цветка — он не успел принять противоядие. В отличие от бессмертных богов западных традиций, боги Китая, похоже, не были наделены вечной жизнью и в конце концов умирали.
Божественный Земледелец Шэнь-нун — первооткрыватель целебных растений — жует веточку. Иллюстрация XVI века
Желтый император
Хуан-ди или Желтый император — один из самых знаменитых богов китайской мифологии и самый важный из Трех божественных властителей. К нему восходит родословная многих легендарных персонажей. Также сложилась традиция считать его общим предком китайского народа: ханьцы называют себя «детьми Хуан-ди».
О Желтом императоре существует много легенд. Например, он убил чудовищного одноногого монстра Куя и сделал из его шкуры барабан, который звучал так громко, что весь мир замирал в изумлении. Хотя Хуан-ди был самым воинственным из богов и нанес поражение всем своим соперникам, в последующие эпохи его было принято считать миролюбивым и праведным правителем. Ему приписывают изобретение «верхних и нижних одеяний и создание дворцов и домов». Он также побудил своего советника Цанцзе разработать китайскую письменность.
Хуан-ди (Желтый император). Ксилография, эпоха Мин
Величественные драконы
Мало какой образ ассоциируется с Китаем сильнее, чем образ дракона. Однако они были совсем не похожи на европейских собратьев. На Западе их воспринимали как символ зла, а на Востоке это были удивительно благородные и в целом благоприятные духи, живущие на небесах. Драконы олицетворяли воду, которая питала землю и сделала возможной расцвет китайской цивилизации, хотя в гневе они могли выпустить ее слишком много и вызвать ужасающие наводнения.
Из-за ассоциации с водой к драконам часто обращались во время обрядов вызывания дождя во время засухи, в надежде, что они появятся в небе и принесут тучи. Пример такой церемонии — Дуань-у, Праздник драконьих лодок, который отмечают на пятый день пятого лунного месяца.
Праздник драконьих лодок. Печати над картиной содержат новогодние пожелания. Ксилография, XX век
Со временем драконы стали исключительно императорским образом, а пять их когтей символизировали самого правителя: уже во дворцах династии Мин (1368 —1644 годы н. э.) это символ имперского величества. Простолюдинам использовать такой знак было запрещено.
Восемь бессмертных
Популярный даосский символ удачи и долголетия — это «восемь бессмертных». Как и другие герои китайских мифов, они предположительно были простыми людьми и благодаря следованию дао обрели бессмертие, вознеслись на небеса, стали летать на фениксах и владеть волшебными мечами. Одни из самых популярных среди восьмерки — Ли Тегуай («Ли Железная Клюка») и Люй Дунбинь.
Даос Ли Тегуай был очень хорош собой. Однажды он отправился к священной западной горе Хуашань, перед этим покинув свое тело и попросив ученика присматривать за ним. Но вскоре до юноши дошла весть о смерти матери. Он поспешно кремировал тело учителя и отправился домой. Вернувшись, Ли Тегуай не смог найти свое тело и вселился в недавно умершего нищего — тот страдал от различных недугов и ходил с клюкой, которая и дала бессмертному известное прозвище — «Ли Железная Клюка».
Ли Тегуай в образе нищего со своим железным костылем. Картина, эпоха Мин
Пожалуй, самый знаменитый и человечный из «восьми бессмертных» — Люй Дунбинь. Он был забавный на вид, любил раздавать людям лекарства и помогал справиться с жизненными кризисами. А еще Люй был завсегдатаем постоялых дворов и трактиров Чанъаня — его знали мещане по всему Китаю. Кроме того, он прекрасно владел мечом. Про него есть много поговорок. Например, когда говорят «собака покусала Люй Дунбиня», имеют в виду, что человек не понял добрых намерений.
По материалам книги «Китайские мифы»
Обложка: Freepik