Все созданное человеком имеет дизайн. И если он плохой, вы сразу заметите. Так считает Дональд Норман — бывший вице-президент Apple, которого называют «одним из влиятельнейших дизайнеров в мире». И автор легендарной книги «Дизайн привычных вещей». Её обновленная и дополненная версия вышла в МИФе.
Здесь масса примеров, в которых автор разбирает неудачные и удачные решения, анализирует ошибки в процессе взаимодействия людей и интерфейсов. Читать книгу жутко интересно, потому что автор показывает: дизайн — это для нас и про нас. И он должен быть продуманным.
Легенда в мире дизайна
Дональд Норман был одним из первых, кто заговорил о дизайне, ориентированном на человека. Он взял бытовые вещи и показал, что в них хорошего, а что — ненужного и неудобного. Часы, конфорки на плитах, переключатели для шасси в самолетах — всё, что нас окружает, должно быть настроено на человека.
И оказалось, что дизайн — это не только про комфорт, но и про спасение жизней.
На этой двери дизайнеры добавили черную полосу, которая показывает, где нужно толкать.
Например, люди, которые убегают от пожара, могут погибнуть, если на их пути встанут двери, которые открываются внутрь. Правильное дизайнерское решение, которое сейчас законодательно установлено во многих странах мира, — сделать так, чтобы двери открывались «от себя».
Книга Нормана стала легендарной. Её читали везде: дома, на учебе и на работе. А во многих компаниях раздавали как обязательный учебник.
Ошибки дизайнеров и чек-листы
Мы разогреваем духовку на максимальной температуре и забываем про неё. Убираем с педали тормоза ногу, когда включаются антиблокировочные тормоза. Нажимаем не ту кнопку, толкаем не ту дверь — мы люди. И нам свойственно ошибаться.
Что делать дизайнеру? Дать человеку как можно больше подсказок. В идеале — представить их графически.
Чек-лист — полезный инструмент, который снижает вероятность ошибок. Он помогает бороться со сбоями памяти, учитывать все требования и работать, когда нас отвлекают. Чек-листы популярны в авиации: Норман пишет, что их заполнения требуют на всех гражданских перелетах в США. Представьте, от скольких несчастий это уберегло.
Добавьте звук
Иногда графика и текст не могут донести все, что вы хотели сказать. Выход есть: добавьте звук! Он может сообщить, что все работает правильно или наоборот — что-то нужно починить. Звук может даже спасти нас от несчастного случая.
Использовать звук для того, чтобы донести информацию, — мощная и важная идея.
После выхода первой книги появилось понятие «человекориентированный дизайн», о котором раньше никто не слышал. — Источник.
Подумайте о той информации, которую передает щелчок дверного засова, свист закипающего чайника, звук, когда тосты готовы. Гудки и щелчки, которые вы слышите, когда звоните по телефону, — тоже хороший пример. Если убрать эти звуки, вы уже не будете так уверены, что связь устанавливается.
Что еще в книге
Человекоориентированный дизайн — это философия. Люди и сами зачастую не знают, что им на самом деле нужно, и даже не осознают, с какими трудностями сталкиваются. Прочитав эту книгу, вы научитесь смотреть глубже и менять повседневную жизнь.
Что ещё вы узнаете из книги:
- Зачем нужно дизайнерское мышление писателям, ученым и предпринимателям
- Человекоориентированный дизайн
- Прототип и метод волшебника страны Оз
- Poka-yoke: японский метод борьбы с ошибками
- Проектируем технологии для людей
- Тренды будущего: что ожидать в дизайне
- Сколько времени нужно, чтобы внедрить новый продукт
Дизайн состоит из серии чудесных, восхитительных трудностей, каждая из которых таит в себе новые возможности. И пока мир меняется и технологии совершенствуются, принципы остаются неизменными. Книга Нормана — прямое тому доказательство.
По материалам книги «Дизайн привычных вещей». Обложка: unsplash
P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку по творческим книгам. Будете первыми узнавать о скидках. Мы присылаем только самое интересное.