Сергей Курбатов — акварелист, пейзажист, преподавателя мастер-классов и пленэров, автор «Школы акварели» Сергея Курбатова. В его новинке «Акварельный джаз Сергея Курбатова» вас ждут основы, упражнения и практические пошаговые уроки по рисованию акварелью.
Акварельный джаз Сергея Курбатова
Предлагаем вам один мастер-класс из книги. Научимся рисовать домики так, чтобы они смотрелись гармонично и интересно, чтобы «звучали» в картине.
Необходимые материалы
— акварельная бумага — 100%-й хлопок, 300 г/м2, размер 18×27 см, cold press
— круглая кисть с тонким кончиком (белка-микс либо колонок), упругая тонкая кисть (синтетика), плоская кисть (белка или колонок)
— пигменты: майская зеленая, оливковая, окись хрома, охра красная, сиена жженая, сепия, кобальт синий, индиго
— планшет, бумажный скотч
Важные уточнения
Архитектура для новичков является часто камнем преткновения. Потому что с ней приходит такое понятие, как линейная перспектива. Дома — это объемные фигуры, расположенные в пространстве. Согласно принципам той самой линейной перспективы, их линии не параллельны, и начинающие нередко в них «кувыркаются».
И если мы, глядя на здания, вытянем перед собой карандаш горизонтально и прищуримся (закроем один глаз, как это делают художники), то увидим, как расположены линии объектов: они могут идти слева направо и вверх либо, наоборот, слева направо и вниз.
Эти линии образуют углы, которые нужно очень аккуратно фиксировать. Если вы решили уделить внимание городскому пейзажу, в котором присутствует архитектура, советую изучить линейную перспективу, это сильно поможет в акварельной практике.
В случае с суздальскими домиками мы видим, что линии крыши, забора, даже линия, где должна начаться трава, расположены практически параллельно горизонтали листа. Я очень люблю рисовать архитектуру. На ней я, грубо говоря, отрываюсь. Особенно мне интересна деревенская архитектура — ведь если даже карандаш идет куда-то не туда, создавая неровные линии, то это придает изображению характерность, прелесть.
Так что некоторое дрожание карандаша можно превратить в плюс, а не в минус. Как и в упражнении с травой, здесь тоже важно найти свой ритм — снова сыграть некий архитектурный джаз. Дом слева более приземистый и низкий.
За ним — пробел, идет заборчик, столбики, а справа — уже большой, массивный дом, со множеством интересных деталей. Важно, чтобы эти дома не выглядели одинаковыми ни по размеру, ни по форме; следует найти между ними различия и баланс и соединить забором. И забор этот тоже не должен быть ровным и однообразным.
Особенность этого упражнения состоит в том, что крышу домиков, стены и весь антураж, связанный с ними, нужно пройти за один прогон. Я не разделяю крышу, стены и прочее на кусочки.
Делая рисунок, я беру карандаш 2В, иногда даже более мягкий, и не стесняюсь нажимать на грифель. Я рисую им темноту в окнах, падающие тени под скатами крыши, какие-то элементы, детали, нюансы. Я хочу, чтобы этот первый слой, костяк моей будущей работы, потом просвечивал через живопись и тоже выполнял свою функцию в финальной картине.
Даже если краска растекается, если пятна смешиваются, но их тональность похожа — это очень хорошо. Хорошо, потому что это действительно один тон. Ведь на исходнике домики смотрятся единым силуэтом. И если мы станем их разделять в живописи (сначала нарисуем крышу, потом подождем, пока она высохнет, затем приступим к стенам и т. д.), у нас получится разобщенная мозаичная картинка, в ней не будет цельности. Так что рисовать необходимо за один прогон, чтобы все слилось, по крайней мере в первой заливке.
Шаг за шагом
1. Для крыши смешиваем охру красную и сиену жженую. Для стен берем майскую зеленую, окись хрома и, возможно, немного индиго. Крыша перетекает в стену — и они сливаются. Тональность примерно одинаковая.
2. Пройдя левый домик, проводим широкую линию забора и останавливаемся. Дальше приступаем к правой части. Смешиваем кобальт синий с индиго и делаем легкую заливку — не очень темную, все же этот домик посветлее. И проходим всю его поверхность — с крыши до самого низа.
3. После первой заливки голубого домика намешиваем цвет потемнее (чуть больше индиго) и, не дожидаясь высыхания, красим фасад, то есть левую часть. Очертания получаются мягкими и расплывчатыми. Левая часть выходит потемнее, а правая часть домика и крыша светлые. Параллельно заканчиваем самую правую часть работы — темно-коричневую пристройку (сиена жженая с сепией). Очень темный кусочек, и тоже размытый.
Для травы и кустарников, расположенных между домиками, берем оливковую зеленую, сиену жженую, коричневую и немного индиго — получается темно-зеленая смесь. Кусты рисуем по сухому листу, но верхушки кустов поливаем водой из кисточки. В кисточке одна вода, она вытесняет краску, и выходит мягкая граница — нечеткий верх у кустарников.
4. На иллюстрации выше видно, как это происходит. Я поливаю водой с кончика кисти и оформляю верхушку кроны: пока вода растекается, моделирую верхнюю часть.
Зелень приобретает объем и мягкие очертания. Когда воды выливается много, она скапливается вместе с лишней краской внизу и грозит обрушиться (это тоже видно на рисунке). В такой ситуации берем плоскую кисточку, отжимаем ее, вытираем и даем жидкости впитаться в ворс. Как я отмечал выше, лучше всего впитывает натуральный ворс (например, белка), а не синтетический.
5. Смываем с кисточки остатки краски, отжимаем и этой же влажной кистью вытираем излишки на окнах — там, где должны быть ставни, белое обрамление. Если поверхность еще сильно влажная, то это движение повторяем несколько раз. Так как краска может снова затечь в «свежевыбранный» участок, лучше всего это делать, когда поверхность листа приобретает матовость — свидетельство того, что краска начинает уходить в бумагу.
Тогда будет достаточно одного движения, но не пропустите нужный момент: если поверхность листа высохнет полностью, то «вы — брать» эти участки станет проблематично. Для всего требуется подходящее время. Прибегнем к еще одному важному приему — инверсии. На иллюстрации видны оставленные светлые участки на столбике красного забора, на домике слева. Там бумага светится, и это добавляет определенного «звучания » картине, некой радости, контраста. Нужно научиться обходить эти светлые участки, оставляя бумагу нетронутой. Они выглядят гораздо лучше, чем те, которые мы пытаемся вытереть после или покрасить белой гуашью. Она не всегда работает так ярко и красиво, как чистый лист.
6. И последние штрихи мы добавляем тонкой кисточкой (например, лайнером) по высохшей уже бумаге. Краска для этого должна быть достаточно густой, примерно как 10%-я сметана. Коричневой краской — сиеной жженой и сепией — прорисовываем детали на домике справа: черточки, штрихи, точки, темные «удары» в окошко. Темно-синим индиго «отделываем» синий домик справа. Кисточка должна быть почти сухой. Краски набираем немного, совершаем быстрые движения кончиком.
Важно. Как правило, я всё начинаю с общих больших пятен. Стараюсь залить всю поверхность объектов, которые рисую, и дальше перехожу к мелочам. То есть от общего — к частному, от светлого — к темному.
Деталей много не нужно. Лучше смотреть, в каком ритме будут выстраиваться эти полосочки, штрихи и пятна. По принципу «лучше меньше, да лучше». Начинающие художники на завершающем этапе часто стараются нарисовать побольше мелочей, но это идет во вред: работа теряет цель — ность. Всего должно быть в меру.
Еще больше интересных уроков в книге «Акварельный джаз Сергея Курбатова».