Мечтаете научиться рисовать, но думаете, что это ремесло только для одаренных? На самом деле рисование — просто навык. Такой же, как и многие другие, — вроде завязывания шнурков, катания на велосипеде и вождения автомобиля.
Дэнни Грегори, автор книги «Все, что нужно сейчас, — рисовать», рассказывает про несколько простейших принципов, которые лежат в основе умения рисовать. и дает упражнения, которые помогут не бояться белого листа.
Разнообразные черточки
Возьмите ручку и постарайтесь нарисовать как можно больше разных штрихов. За пять минут заполните ими целую страницу. Постарайтесь выдумать новые виды штрихов. Относитесь к этому так же, как в три или четыре года, когда калякали цветными мелками. Когда закончите, посмотрите на свои черточки.
- Можно ли найти какую-то закономерность?
- Или разбить штрихи на категории?
- Есть ли те, которые вам особенно нравятся?
- Может, некоторые из них что-то напоминают? Например, древесную кору, черепицу для крыши или кошачью шерсть?
Сохраните эту страницу. Возможно, искусствоведы будут обращаться к ней, работая над монографией, посвященной вашему творчеству.
Штрихи музыки
Музыка — великолепный проводник эмоций. Она способна заставить нас плакать, или танцевать, или расслабиться. Посмотрим, как музыка может повлиять на штрихи и линии, которые мы рисуем.
Выберите четыре совершенно разные композиции. Разного жанра, с разным темпом. Пусть какие-то из них вы любите, а какие-то нет. Суть в том, чтобы взять треки, вызывающие у вас разные эмоции. Наденьте наушники, чтобы сконцентрироваться, и позвольте музыке управлять вашей ручкой. Рисуйте штрихи, отражающие то, что вы слышите, и то, что чувствуете.
Осязаемые штрихи
Штрихи способны передать не только то, как предметы выглядят, но и какие они на ощупь: шероховатые, мягкие, бугристые. Они могут передать текстуру листьев, меха, дерева. Эдакая дополнительная информация к визуальному образу.
Выберите два любых предмета с совершенно разной фактурой. Что-то шероховатое и что-то бугристое. Или мягкое и жесткое. Посмотрите, как Вероника Лоулор изображает поверхность расчески. Обратите внимание, как с помощью штрихов она передает разные ощущения от разных частей расчески. В ход идут линии, круги и всякие закорючки, которые создают визуальный словарь, отражающий то, что видит художница.
Вероника не рисует контур. Весь предмет целиком она изображает штрихами. Его форма возникает в процессе рисования. Когда штрихи располагаются ближе друг к другу, фактура кажется более плотной. Если между черточками больше воздуха, фактура выглядит более мягкой и рыхлой.
Приступив к упражнению, не думайте о предмете как таковом. Не говорите себе: «Это не похоже на расческу» (или что бы то ни было). Сосредоточьтесь на поверхности и уловите ощущение от нее с помощью штрихов, которые рисуете. Вернитесь к странице, исписанной разными штрихами. Нет ли среди них тех, что напоминают изображаемую поверхность? Используйте их.
Формы фигур
В механике, технике, геометрии приняты свои фигуры. У всех них есть особые названия. Квадрат. Призма. Шар. Куб. Прямоугольник. Звезда. Семиугольник. Полукруг.
А еще мы встречаем множество форм, которые носят куда менее точные и благозвучные имена. Куча. Кусок. Сгусток. Боб. Глыба. Бугорок. Комок. Штуковина. Пузырь. Выступ. Крошка. Назовем это органическими (естественными) фигурами.
Если не считать здания, линейки и обеденные тарелки, мир состоит из таких фигур. Оглядитесь прямо сейчас и выделите формы, которые вас окружают. Составьте список из 10–20 фигур и укажите, где вы их видите.
Вот небольшая игра, которую мы используем в качестве разминки.
Возьмите три формы: круг, прямую линию (любой длины или согнутую под любым углом) и органическую замкнутую фигуру. Теперь, используя лишь эти три формы, нарисуйте как можно больше объектов. Заставляйте себя рисовать еще и еще.
Теперь проделайте то же с тремя другими фигурами: овалом, прямоугольником и треугольником. Сколько образов вы можете построить на основе этих трех форм? Теперь нарисуйте еще больше.
Рисуйте квадратами
Можете ли вы перенести рисунок из этого квадрата в квадрат на бумаге?
Как насчет содержимого этого квадрата?
А этого?
А теперь можете ли вы повторить изображения во всех этих квадратах?
Поздравляем! Вы только что нарисовали Мону Лизу.
Нанесение сетки на рисунок-образец способно сделать изображение абстрактным. Вы будете рассматривать фигуры, вместо того чтобы думать, какой объект они составляют. Так проще мыслить категориями рисовального алфавита, чем воспринимая части рисунка как нос, глаза, руки, загадочная улыбка.
Чтобы сделать сегменты еще менее узнаваемыми, а значит, более простыми для копирования, попробуйте разрезать рисунок по сетке и выбирайте квадраты в случайном порядке (только не забудьте пронумеровать их, чтобы не запутаться впоследствии). Можете даже поворачивать их под другими углами, а потом соберите изображение, как пазл.
По материалам книги «Все, что нужно сейчас, — рисовать»