Нужно ли писать каждый день? Каким писательским методом пользоваться? Имеет ли значение, как обустроено ваше рабочее место? Без долгих вступлений обращаемся к книге «Нам понравилась ваша рукопись!» за ответами на эти и другие насущные вопросы о писательстве.
Поможет ли фэншуй?
Абсолютно непринципиально, на чем вы пишете свои произведения. Джордж Мартин печатает романы на древнем компьютере на базе DOS, не подсоединенном к интернету, и пользуется устаревшим текстовым редактором, который больше не поддерживается. Почему? Потому что ему так нравится, он — Джордж Мартин и никто не может заставить его перейти на MS Word.
Другими словами, ни рабочее пространство, обустроенное по фэншуй, ни специальная программа не приведут к тому, что на обложке вашей книги появится надпись «Продано 500 000 экземпляров». Потому что все это не имеет никакого значения.
Нужно ли писать каждый день?
Конечно, если можете. В идеале писать следует каждую свободную минуту, потому что жизнь не бесконечна. Секрет в том, чтобы максимально использовать время так, как удобно вам, а не работать по чужому графику, потому что так сказал какой-то суперуспешный писатель.
Шон Феррелл написал несколько книг на телефоне, пока ехал в метро на работу и обратно домой. Дорога занимала много времени, обычно приходилось стоять, поэтому ноутбук Шон с собой не брал. Он использовал приложение на смартфоне, с помощью которого удобно печатать, даже стоя в полном вагоне.
Какой рабочий метод выбрать?
Писательским методам — как в творческом, так и в физическом смысле — придают слишком много значения.
Если кто-то пытается убедить вас, что только этот и никакой другой метод правильный, вам, скорее всего, хотят что-то продать (например, тот самый метод). Или кто-то написал книгу определенным образом и теперь думает, что каждый сможет добиться того же успеха, воспользовавшись теми же правилами. Эта логическая ошибка уже породила больше отвратительных романов, чем любая другая сила во вселенной.
Еще один совет: придерживайтесь какого-либо метода лишь до тех пор, пока он работает. Если вы пишете материал и вам он нравится, нет смысла пробовать экзотические подходы и применять новые теории литературной продуктивности. И наоборот: если вы только что сожгли 5000 черновиков своего неудавшегося романа, возможно, пришло время попробовать другой метод.
Что делать с идеей?
Когда у вас возникнет отличная идея сюжета, не записывайте ее в двух словах: в общих чертах вы и так все запомните. Сразу сделайте что-нибудь с этой идеей. Раскройте ее, набросайте хотя бы черновик сюжета. Изложите краткое содержание или составьте поглавный план будущей книги.
Нет смысла пролистывать заметки в блокноте или на телефоне с десятками загадочных фраз и отсылок к мыслям, которые возникли у вас полгода назад. А вот запись с более-менее проработанной концепцией, которую можно расширить и развить, будет на вес золота.
Должно ли автору быть интересно?
Думаете, кому-то будет интересно следить за событиями, о которых вы сами писали, зевая?
Другими словами, чем больше вы вымучиваете главы, разделы и весь роман, тем меньше люди захотят читать все это. Если вы пишете главу и у вас такое чувство, будто вы поднимаете Парфенон голыми руками, хорошенько задумайтесь.
Писательство — одно из немногих занятий, где правило «больше усилий — лучше результат» действует отнюдь не всегда.
Из книги «Нам понравилась ваша рукопись!»