Фольклорист, писательница и переводчик Наталия Осояну показывает замысловатую красоту и самобытность румынской мифологии, открывая читателю дверь в неизведанный мир.
Здесь есть свои драконы — балауры, колдуны — соломонары и жар-птицы — маястры. Здесь Бог и дьявол создавали землю сообща. А за маской знаменитого графа Дракулы скрывается переплетение нескольких фольклорных мотивов, одинаково далеких от образа аристократического кровопийцы.
Предупреждаем: книга невероятно затягивает и не отпускает. Так что отложите все дела на потом, потому что румынские мотивы — это очень, очень интересно.
«Американские боги» в Румынии
Румынская мифология — пример «Американских богов» в реальной истории, поскольку территория современной Румынии находилась на перекрестке культур и на ней сменились как минимум три мифологические эпохи: фракийская, римская и христианская. Взаимовлияние религиозных культов привело к формированию пантеона, состоящего из вроде бы христианских святых во главе с христианским же Богом.
Но стоит копнуть чуть глубже, и выясняются удивительные вещи: взять хотя бы тот факт, что мир и человечество, если верить румынским преданиям, создавали сразу два демиурга — светлый и темный, тот самый враг рода человеческого, или дьявол.
Фракийский бог молнии Зибелфюрдос и богиня Ямбадула
Если учесть, что на всем протяжении своей истории культура народа, который ныне именуется румынским, испытывала еще и влияние соседних культур, в том числе славянской, картина становится еще более сложной и красивой.
Казалось бы, при чем тут еж?
Каким бы ни был способ создания земли, легенды сходятся в одном: сразу же после своего возникновения она была плоской, как стол. Эта деталь, как и многие другие, наводит на странную мысль: получается, что у светлого демиурга не было никакого долгосрочного плана и цели. Разболелась спина и надо полежать? Хорошо, вот и ровное место, будущий Иерусалим, пуп земли.
А еще были животные, к которым Господь обращался за помощью и советом. Их обычно три: лягушка, пчела и еж. Первая ныряет и достает землю со дна; вторая отправляется к ежу с вопросом о том, что же делать дальше.
Изображение ежей, крадущих виноград, в Рочестерском бестиарии XIII века
Собственно еж сперва говорит, что ничего посоветовать не может, а потом растерянно бормочет себе под нос, что кому как не Богу знать о необходимости гор и долин, чтобы по ним потекли реки, собрались озера… Иногда сам еж и творит эти горы и долины, забираясь под землю и выставляя иголки наружу. А еще в ряде легенд дает советы Господу сжать землю, которая оказалась слишком велика для сотворенного небесного купола.
Но не верьте мордашке ежа, привычного персонажа множества сказок для самых маленьких. Прежде всего, в этих легендах он явно заменяет темного демиурга — и хотя не пытается обмануть Бога, сам факт такой подмены явно неслучаен.
Мума Пэдурий: совсем как Баба-яга, но в молодости
Мума или Мама Пэдурий («Лесная мать»), она же Пэдуряна, Пэдуроайкэ, Сурата-динпэдуре — ближайшая родственница славянской Бабы-яги. Как правило, она выглядит уродливой старухой, очень высокой и с волосами до земли, но в некоторых случаях оказывается наполовину женщиной, наполовину мужчиной; иногда — наполовину деревом; в целом же ей доступен любой облик.
Фотография из альбома Курта Хильшера «Румыния. Пейзаж, постройки, народный быт» (1933)
Мума Пэдурий обитает в лесной чаще, в хижине или прямо в дупле какого-нибудь дерева. У нее есть дети — очень тихие дети, поскольку Мума Пэдурий ворует чужие сны и отдает им, ведь иначе эти малыши очень несносные.
Как-то раз, если верить преданию, детишки так взбесили маму, что она их прокляла и превратила в рой ядовитых насекомых.
Поскольку Мума Пэдурий в лесу главнее всех, она заботится о деревьях и взращивает их, кормит своим молоком, как младенцев, а также решает, кому из них жить, кому нет. Именно поэтому не стоит удивляться, что иной раз в лесу с виду здоровое дерево падает, а какая-нибудь коряга знай себе растет — просто так решила Мума.
Что еще?
Сказать, что книга о румынских мифах интересная — это не сказать ничего. Наталия Осояну остроумно и увлекательно рассказывает столько потрясающих историй, что невозможно остановиться и не читать. И образы тут порой до боли знакомые.
«Румынская магия далека от аристократизма стокеровского графа-отшельника, — пишет Наталия, — она близка к земле и проста по своей сути. Она, как и вся жизнь крестьянина, зависит от природы с ее милостями. Кажется, если бы по волшебству исчезли расстояние и языковой барьер, румынский крестьянин понял бы славянского без особого труда».
Наталия Осояну — профессиональный переводчик и успешный автор фэнтези. Исследует фольклор, мифологию Румынии и Молдавии и ведет классный телеграм-канал
Что еще в книге:
- Говорящая овечка-знахарка и несравненная царица растительного мира
- Ель, клен, яблоня: претенденты на роль Мирового древа
- Богатырь Фэт-Фрумос — самый популярный персонаж румынских сказок
- Спиридуш, маястра, пажура и змеоайка
- Космический балаур, поглощающий Солнце
- Хтонический бог здоровья, богиня утех и другие
- Мохнатые: приколич, триколич, вырколак
- И конечно, Трансильвания и Дракула
«Хочешь понять страну — пойми ее мифы», — пишет Наталия Осояну. Не можем не согласиться. Изучение мифов помогает избавиться от стереотипов и здорово расширить свою картину мира. А еще — сделать жизнь немного чудесней, наполнив её приколичами, триколичами и балаурами.
По материалам книги «Румынские мифы»
P.S.: Подписывайтесь на рассылку по культуре и искусству. Будете первыми узнавать о скидках и получать отрывки из книг. Мы присылаем только самое интересное.
Обложка: unsplash