По каким принципам строится комикс? Как грамотно составить кадр? Как сделать историю захватывающей? Легендарный Уилл Айснер просто и понятно рассказывает об искусстве создания графического романа — в книге «Комикс и последовательное искусство».
Вы узнаете, как имитировать покачивание поезда на рельсах, передать характер героя с помощью жестов и мимики, выстроить темп истории и диалоги. А в качестве примеров увидите работы мэтра и других известных комиксистов.
С момента первой публикации книги прошло 30 лет, но она по-прежнему актуальна. Как говорит Нил Гейман: «Когда я решил, что хочу создавать комиксы, то купил именно ее. Но даже если бы я начинал сегодня, имея в распоряжении все существующие книги по графическим романам, я бы все равно купил бы эту».
Комикс и последовательное искусство
Уилл Айснер
Уилл Айснер — всемирно признанный мастер искусства комикса, начинал подростком на заре комикс-индустрии в 1930-х годах. После успешного создания комиксов для различных издателей он выпустил принципиально новое газетное приложение — сериал «Спирит», который издавался по всему миру на протяжении двенадцати лет.
Именно он создал новаторский графический роман «Контракт с Богом» и еще два десятка знаменитых графических романов. Премия Айснера — ежегодный конкурс в комиксиндустрии (эквивалент «Оскара» в кино) — названа в его честь.
Графический роман «Контракт с Богом» вошел в золотой фонд комиксов и был переведен на 15 языков. Источник
«Комикс и последовательное искусство» — важнейший труд Айснера по теории и практике современного комикса. Только представьте: почти 30 переизданий!
С момента первой публикации в 1985 году книга регулярно обновлялась и дополнялась автором. Айснер планировал, что три тома его монографии станут учебником, который будет полезен многие годы. Так и случилось. Выбрали несколько любопытных мыслей из книги.
Читаем без слов
Вполне возможно рассказать историю, используя только изображения. Отсутствие диалогов подстегивает действие. Темп, с которым разворачиваются события, «вынуждает» читателя додумывать диалоги. Это удивительное явление, присущее комиксу.
Норвежский карикатурист Джейсон заслужил международное признание своими поэтичными историями об абсолютно бесстрастных героях.
В рассказе из сборника SSHHHH! одно из традиционных для Джейсона антропоморфных существ преследует Смерть. Отсутствие реплик усиливает ироничный тон истории. Каждая страница ритмически выверена, а каждый кадр, как и полагается в пантомиме, легко читается. Тема универсальна — и история понятна читателю из любой языковой среды.
Самая большая проблема
Самая существенная проблема — это склонность читателя блуждать взглядом по странице. Художник не может запретить читателю увидеть последний кадр раньше первого. Перелистывание страниц, конечно, обеспечивает некоторый механический контроль, но не такой строгий, как в кино.
Комикс использует два типа «кадров»: страницу в целом с любым количеством панелей и панель саму по себе — ту, где разворачивается повествование. Это и есть основные инструменты контроля.
Читатель западных изданий привык читать каждую страницу отдельно, слева направо, сверху вниз. Расположение кадров на странице учитывает этот факт. В японской манге используется противоположный порядок чтения, и многие переводы японских комиксов сохраняют эту расстановку справа налево.
Тело
Человеческое тело — самый частый объект, с которым художнику-комиксисту приходится работать. Одной лишь позой мы можем предупредить об опасности или признаться в любви.
Поза — это момент движения, выбранный из последовательности фаз единого действия. Из процесса движения необходимо отобрать единственную позу, чтобы рассказать эпизод истории. Выбранная поза рассказывает свою историю — сообщает о том, что было до и после изображенных событий.
В комиксах поза и жесты персонажа первичны по отношению к тексту. Если, например, сюжет требует акцента на щите воина, как главной детали этого кадра, то наиболее подходящей будет финальная поза этого тридцатисекундного движения.
Почему мы любим комиксы?
«Комикс и последовательное искусство» — не просто учебник. Это четкий, понятный и до сих пор актуальный рассказ о том, почему же мы так любим графические истории: как по одному рисунку можем понять, что произошло с героем, как характер линии может передать настроение, как мы чувствуем время, лишь посмотрев на картинку.
Здесь есть пошаговые инструкции и практические инсайты, которые помогут развить и совершенствовать свои навыки. А также любопытные истории и примеры из культовых графических романов. Захватывающее и познавательное чтение.
Книга Айснера будет интересна всем: и тем, кто хочет создавать комиксы и узнать о «кухне» визуального мастерства, и тем, кто любит графические романы, и даже тем, кто еще не знаком с этим жанром. Самое время открыть первую страницу.
P.S. Хотите узнавать о самых классных комиксах МИФа и получать скидки на лучшие новинки? Подписывайтесь на нашу рассылку.