Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
3 красивых современных библиотеки, куда захочется отправиться книголюбу
30 января 2022 2 482 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Рассказываем о самых красивых и нестандартных современных библиотеках — вместе с книгой «Книги. Всемирная история библиотек». Для всех, кто любит стеллажи, полки и горы книг.

Библиотека Академии Филлипса в Эксетере

В 1965 году Академия Филлипса, американская частная школа в Эксетере, обратилась к ведущим архитекторам того времени с вопросом, не согласятся ли они спроектировать новую библиотеку. Комиссия выбрала Луиса Кана. Несмотря

на его заявление о том, что нужно «проектировать библиотеку так, будто библиотек никогда не существовало», многое свидетельствует о том, что Кан потратил много времени на изучение темы. Кан думал о дневном свете: «Человек с книгой идет к свету. Так начинается библиотека. Он не захочет идти пятнадцать метров до электрической лампы».

Какой же получилась спроектированная им библиотека?

Посетитель попадает в библиотеку через двор, отделенный крытым проходом на первом этаже, огибающим нижнюю часть здания. Оказавшись внутри, читатели могут пройти прямо в нижний читальный зал, расположенный на уровне первого этажа, или подняться по мраморной лестнице в главный зал библиотеки, показанный здесь. Снаружи ничто не намекает на такой необычный интерьер. Здесь раскрывается структура библиотеки — огромные бетонные круги обрамляют книжные стеллажи наверху и поддерживают массивные крестообразные бетонные балки крыши.

Книги расставлены на стеллажах вокруг. Читальные зоны в высоких залах на разных этажах представляют собой индивидуальные кабинки, размещенные у окон. Кан взял за основу дизайн, который пропагандировала литература того времени, и расширил его. Стеллажи расположены не в центре, а по кольцу, и места для чтения окружают их. В углах здания находятся служебные помещения и лестницы.

Библиотека Утрехтского университета

В Утрехте находится самый большой университет в Нидерландах. Войти в библиотеку можно с оживленной улицы, где есть магазины и кафе, через мост от соседних зданий кампуса или через многоэтажную автостоянку, которая является частью самой библиотеки. В кампусе большинство зданий соединены мостами на уровне второго этажа, так что в холодную погоду студенты переходят по ним из одного здания в другое, и изнутри довольно трудно понять, где именно вы находитесь. Однако библиотеку можно узнать сразу по гравированным застекленным стенам (дающим искривленный вид на внешний мир) и по исключительно черному цвету в интерьере.

Снаружи библиотека представляет собой изящную коробку. Виль Аретс был сыном книгопечатника и с ранних лет полюбил книги. На окнах библиотеки выгравировано изображение, снятое с фотографии Кима Звартса: ее специально заказали для этого проекта. То же изображение отлито в бетоне внутри. Его часто ошибочно называют бамбуком, но на самом деле это заросли ивы. Его травянистость должна напоминать читателям не только об окружающей природе, но и о материалах, используемых для изготовления бумаги, в том числе об иве.

В XIX веке и на протяжении большей части ХХ века в библиотечном дизайне преобладала идея наблюдения. Часто помещения проектировали так, чтобы как можно большая его часть была видна со стола библиотекаря. От этого отказались в конце ХХ века — риск кражи книги значительно снизился благодаря технологии электронной маркировки и распространению систем видеонаблюдения. Пропала необходимость стеречь коллекцию из-за библиотекарского стола. Библиотекари теперь часто сидят в приемных за пределами самой библиотеки, где им легче отвечать на вопросы и выполнять другие обязанности, не беспокоя читателей.

Библиотека Утрехтского университета спроектирована таким образом, чтобы обеспечить максимально широкий выбор читальных залов, однако в ней достаточно места и для хранения книг. Она рассчитана на 4,2 миллиона томов, и большая часть материалов лежит на открытых стеллажах. Но эти книги служат фоном для рабочих пространств, поскольку стеллажами огорожены зоны в огромном и по большей части едином пространстве, над которым парят закрытые хранилища и специализированные читальные залы. Книги — вкрапления цвета на черном фоне.

Обычно читальные залы заполнены студентами. Вероятно, большинство приходят сюда не для того, чтобы смотреть книги, а для того, чтобы использовать это пространство. Одним нравится работать в больших открытых зонах в окружении других людей. Другим — в закутках, спрятанных среди стеллажей. Библиотека — это не просто помещение для хранения книг, это помещение для учебы.

Национальная библиотека Китая

При всех разговорах об упадке библиотек в Европе и США, где уровень грамотности близок к 100%, велико искушение забыть об остальном мире. В быстро развивающихся странах число библиотек растет. Создать национальную библиотеку, способную соперничать с библиотеками богатых стран, считается вопросом национальной гордости и показателем того, что нация достигла экономической зрелости. Возможно, на данный момент самая яркая национальная библиотека, построенная в XXI веке, — это Национальная библиотека Китая в Пекине.

Новая библиотека больше похожа на элегантный образец промышленного дизайна, чем на здание. Обтекаемые металлические панели изогнуты в виде трубы, по форме отдаленно напоминающей мебель из гнутой фанеры, столь популярную в начале ХХ века. Здесь у трубы два стеклянных конца, и она стоит высоко в воздухе на стеклянном коробе. Это сооружение призвано выделяться на фоне городской застройки. Пекин — крупный современный город, и новая библиотека выходит на оживленную городскую магистраль, заполненную автомобилями. Только архитектурный жест подобного масштаба способен выжить в настолько конкурентной среде.

Изначально планировалось расширить старое здание, а не заменить его. В нем было 40 читальных залов, а в новом — одна огромная открытая читальная зона на 2900 человек. Вместе они способны пропускать через себя по 12 000 читателей в день. Внутри главный читальный зал имеет форму ступенчатого двора, он уставлен открытыми стеллажами с каждой стороны и с каждым ярусом постепенно уменьшается.

Самый нижний уровень — особенный. Его стены украшены полной факсимильной копией «Сыку цюаньшу», а через стеклянный экран видно кондиционированное хранилище, где находится один из уцелевших экземпляров уникального сборника всей китайской литературы, созданного в 1773−1782 годах. Это драгоценное произведение — символическое сердце здания. В нем отражается цель новой библиотеки — стать хранилищем всех китайских книг.

Китайское правительство активно поддерживает научные исследования и создание библиотек, это важная составляющая процесса модернизации и экономического роста. Национальная библиотека в Пекине стремится не только собрать все произведения, изданные в Китае, но и предоставить общественности доступ к крупнейшему в стране собранию западных книг, в настоящее время составляющему 25% от всех ее фондов — около 1,9 миллиона единиц.

По материалам книги «Книги. Всемирная история библиотек»

Похожие статьи