Рассказываем о самых красивых и нестандартных современных библиотеках — вместе с книгой «Книги. Всемирная история библиотек». Для всех, кто любит стеллажи, полки и горы книг.
Библиотека Академии Филлипса в Эксетере
В 1965 году Академия Филлипса, американская частная школа в Эксетере, обратилась к ведущим архитекторам того времени с вопросом, не согласятся ли они спроектировать новую библиотеку. Комиссия выбрала Луиса Кана. Несмотря
на его заявление о том, что нужно «проектировать библиотеку так, будто библиотек никогда не существовало», многое свидетельствует о том, что Кан потратил много времени на изучение темы. Кан думал о дневном свете: «Человек с книгой идет к свету. Так начинается библиотека. Он не захочет идти пятнадцать метров до электрической лампы».
Какой же получилась спроектированная им библиотека?
Посетитель попадает в библиотеку через двор, отделенный крытым проходом на первом этаже, огибающим нижнюю часть здания. Оказавшись внутри, читатели могут пройти прямо в нижний читальный зал, расположенный на уровне первого этажа, или подняться по мраморной лестнице в главный зал библиотеки, показанный здесь. Снаружи ничто не намекает на такой необычный интерьер. Здесь раскрывается структура библиотеки — огромные бетонные круги обрамляют книжные стеллажи наверху и поддерживают массивные крестообразные бетонные балки крыши.
Книги расставлены на стеллажах вокруг. Читальные зоны в высоких залах на разных этажах представляют собой индивидуальные кабинки, размещенные у окон. Кан взял за основу дизайн, который пропагандировала литература того времени, и расширил его. Стеллажи расположены не в центре, а по кольцу, и места для чтения окружают их. В углах здания находятся служебные помещения и лестницы.
Библиотека Утрехтского университета
В Утрехте находится самый большой университет в Нидерландах. Войти в библиотеку можно с оживленной улицы, где есть магазины и кафе, через мост от соседних зданий кампуса или через многоэтажную автостоянку, которая является частью самой библиотеки. В кампусе большинство зданий соединены мостами на уровне второго этажа, так что в холодную погоду студенты переходят по ним из одного здания в другое, и изнутри довольно трудно понять, где именно вы находитесь. Однако библиотеку можно узнать сразу по гравированным застекленным стенам (дающим искривленный вид на внешний мир) и по исключительно черному цвету в интерьере.
Снаружи библиотека представляет собой изящную коробку. Виль Аретс был сыном книгопечатника и с ранних лет полюбил книги. На окнах библиотеки выгравировано изображение, снятое с фотографии Кима Звартса: ее специально заказали для этого проекта. То же изображение отлито в бетоне внутри. Его часто ошибочно называют бамбуком, но на самом деле это заросли ивы. Его травянистость должна напоминать читателям не только об окружающей природе, но и о материалах, используемых для изготовления бумаги, в том числе об иве.
В XIX веке и на протяжении большей части ХХ века в библиотечном дизайне преобладала идея наблюдения. Часто помещения проектировали так, чтобы как можно большая его часть была видна со стола библиотекаря. От этого отказались в конце ХХ века — риск кражи книги значительно снизился благодаря технологии электронной маркировки и распространению систем видеонаблюдения. Пропала необходимость стеречь коллекцию из-за библиотекарского стола. Библиотекари теперь часто сидят в приемных за пределами самой библиотеки, где им легче отвечать на вопросы и выполнять другие обязанности, не беспокоя читателей.
Библиотека Утрехтского университета спроектирована таким образом, чтобы обеспечить максимально широкий выбор читальных залов, однако в ней достаточно места и для хранения книг. Она рассчитана на 4,2 миллиона томов, и большая часть материалов лежит на открытых стеллажах. Но эти книги служат фоном для рабочих пространств, поскольку стеллажами огорожены зоны в огромном и по большей части едином пространстве, над которым парят закрытые хранилища и специализированные читальные залы. Книги — вкрапления цвета на черном фоне.
Обычно читальные залы заполнены студентами. Вероятно, большинство приходят сюда не для того, чтобы смотреть книги, а для того, чтобы использовать это пространство. Одним нравится работать в больших открытых зонах в окружении других людей. Другим — в закутках, спрятанных среди стеллажей. Библиотека — это не просто помещение для хранения книг, это помещение для учебы.
Национальная библиотека Китая
При всех разговорах об упадке библиотек в Европе и США, где уровень грамотности близок к 100%, велико искушение забыть об остальном мире. В быстро развивающихся странах число библиотек растет. Создать национальную библиотеку, способную соперничать с библиотеками богатых стран, считается вопросом национальной гордости и показателем того, что нация достигла экономической зрелости. Возможно, на данный момент самая яркая национальная библиотека, построенная в XXI веке, — это Национальная библиотека Китая в Пекине.
Новая библиотека больше похожа на элегантный образец промышленного дизайна, чем на здание. Обтекаемые металлические панели изогнуты в виде трубы, по форме отдаленно напоминающей мебель из гнутой фанеры, столь популярную в начале ХХ века. Здесь у трубы два стеклянных конца, и она стоит высоко в воздухе на стеклянном коробе. Это сооружение призвано выделяться на фоне городской застройки. Пекин — крупный современный город, и новая библиотека выходит на оживленную городскую магистраль, заполненную автомобилями. Только архитектурный жест подобного масштаба способен выжить в настолько конкурентной среде.
Изначально планировалось расширить старое здание, а не заменить его. В нем было 40 читальных залов, а в новом — одна огромная открытая читальная зона на 2900 человек. Вместе они способны пропускать через себя по 12 000 читателей в день. Внутри главный читальный зал имеет форму ступенчатого двора, он уставлен открытыми стеллажами с каждой стороны и с каждым ярусом постепенно уменьшается.
Самый нижний уровень — особенный. Его стены украшены полной факсимильной копией «Сыку цюаньшу», а через стеклянный экран видно кондиционированное хранилище, где находится один из уцелевших экземпляров уникального сборника всей китайской литературы, созданного в 1773−1782 годах. Это драгоценное произведение — символическое сердце здания. В нем отражается цель новой библиотеки — стать хранилищем всех китайских книг.
Китайское правительство активно поддерживает научные исследования и создание библиотек, это важная составляющая процесса модернизации и экономического роста. Национальная библиотека в Пекине стремится не только собрать все произведения, изданные в Китае, но и предоставить общественности доступ к крупнейшему в стране собранию западных книг, в настоящее время составляющему 25% от всех ее фондов — около 1,9 миллиона единиц.
По материалам книги «Книги. Всемирная история библиотек»