Выбрали упражнения из книг известной художницы Джульетты Аристид. Вам понадобятся карандаш, ластик и точилка. Читайте и тренируйтесь дома.
Плоская форма
Рисунок начинается с точки, которую мы ставим на бумаге, поднеся к ней карандаш. Двигая его и последовательно соединяя точки, мы проводим линию. Несколько линий образуют форму. Сейчас мы будем учиться распознавать формы и компоновать их.
Делая первые шаги в рисовании, ученики неосознанно пользуются хранящимися в памяти образами и рисуют контуры глаза, даже если его половина находится в тени; четыре ножки стола, хотя видно только две; эллипс чашки, даже если она стоит на уровне глаз. В реальности предметы обычно видны не полностью и предстают в неожиданных ракурсах, они совершенно не похожи на символы.
Основы рисунка
Чтобы рисовать вещи такими, какие они есть, надо забыть об устоявшихся представлениях. Названия и функции уводят нас в сферу символов, а неспешное изучение формы предметов позволяет увидеть их свежим взглядом.
Ян ван Кессель-младший. Бабочка, гусеница, мотылек, насекомые и смородина. Ок. 1650–1655. Велень, гуашь, коричневая тушь и серебряная игла. 13×17 см. Музей Гетти
Найдите геометрические фигуры на рисунке. Заметили полукруг? Обведите как можно больше треугольников, кругов и овалов.
Линии движения
Линии, которые мы рисуем, как и наши друзья, обладают индивидуальностью: одни серьезные и вдумчивые, другие общительные и эмоциональные. Прямые и волнистые линии — разные средства самовыражения, и часто они сочетаются в одном произведении. Как трейлер фильма или краткое содержание книги, лаконичные линии движения показывают основное направление в композиции.
Рисование фигуры
Аннибале Карраччи. Сидящий юноша, смотрящий вправо, вид сзади. Ок. 1560–1609. Сангина и мел. 28,2×30,2 см. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Поначалу старайтесь показать позу минимумом линий. Лучше одна длинная линия от головы до стоп, чем короткая, описывающая изгиб шеи. Ваша задача — обобщить, упростить и отсеять лишнее. Сильная линия движения сразу вдыхает в рисунок жизнь. Вы творец, вам ее и выбирать. Единого решения нет, и несколько художников нарисуют одно и то же совершенно по-разному.
Майкл Хэмптон. Наброски (фрагмент). 2018. Цифровой рисунок
Чтобы понять, как линии движения передают пластику модели, обведите каждую фигуру на картинке ниже. Проведите основную линию движения, описывающую позу, и добавьте наклон головы, грудной клетки и таза. Повторите наброски на чистом листе, стараясь показать движения линиями.
Углубление тона
Тон — один из главных аспектов рисунка, но в повседневной жизни мы не придаем ему значения. Светотень лежит в основе нашего цветного мира. Его тональная сторона становится видна на черно-белых фотографиях с разнообразием серых оттенков.
Дебора Ллойд. В неизвестность. 2017. Бумага, уголь и пастель. 21,6×20,3 см. Изображение предоставлено Art Renewal Center
Не копируйте слепо темные пятна и светлые блики натуры, а объединяйте их в большой свет и большую тень — абстрактную композицию (даже в реалистичном изображении). Тональная композиция хоть и не осознается зрителем, но играет ключевую роль — как арматура, скрытая в стенах здания.
Вот несколько советов по распределению тональных пятен.
- Прищуривайтесь, глядя на оригинал или натуру. Так на сетчатку попадает меньше света, поэтому детали размываются и вы видите предмет как будто впервые.
- Разделите композицию на четыре-пять пятен разного тона, не обращая внимания на детали. Пусть эти крупные формы будут континентами на карте рисунка, а их края — границами прибрежной зоны.
- Обобщите их светлым тоном, позже мы углубим его до среднего и темного.
- Отойдите от рисунка на несколько шагов. Можно ли еще упростить пятна? Достаточно ли узнаваемые контуры у предметов?
Мелисса Мессер. Ветка с грушами. 2017. 22,9×30,5 см. «Мастерская Аристид»
На рисунке «Ветка с грушами» художница объединила тени, выделив светоразлом.
Потренируйтесь наносить светлый тон на соседней картинке.
По материалам книг «Основы рисунка» и «Рисование фигуры»