Известный иллюстратор Феликс Шайнбергер предлагает комбинировать живопись и графику, чтобы рисовать интереснее и необычнее, чем раньше. Неважно, чем именно вы увлекаетесь: городскими зарисовками, скетчингом, комиксами или иллюстрацией, — в его книге «Живопись vs графика» вы найдете много полезного и овладете новым, более простым способом рисовать. Сделали открытки по книге.
Визуальная игра
Попробуйте дорисовать случайный набросок или пятно, и увидите, какой потенциал для творчества в них скрыт. Для этого рассматривайте и крутите листок с пятном до тех пор, пока перед вашим внутренним взором не возникнет какой-то образ (фигура или сцена). Именно случайные творения оказываются настоящей золотой жилой! Сознательно продолжайте эту визуальную игру, дополняя, дорисовывая или рисуя поверх. Дорисовывайте образы, дополняйте формы, и вы непременно откроете для себя в парейдолии новый источник вдохновения!
Совет
Для картинки имеет значение не только то, что на ней изображено. То, что вы не нарисовали, тоже играет роль. Поэтому не забывайте уделять внимание и незаполненному пространству, ваши картины от этого только выиграют!
Рисуйте себя
Самого себя можно видеть по-разному. Можно использовать селфи-взгляд, то есть фотографировать себя или рассматривать в зеркало. А можно попытаться взглянуть на самого себя, отвлекшись от внешней оболочки. Ведь мы больше, чем наш облик. Мы — это то, что внутри. У нас есть чувства и желания, мы мыслим, тоскуем, и именно это по-настоящему делает нас теми, кто мы есть. Если мы хотим что-то рассказать о себе миру, не стоит ограничиваться селфи. Наши рисунки раскрывают нас больше, чем фотоснимки с нашим изображением.
Партнер рисунка
Рисунок может пожелать вам доброго утра и даже сообщить прогноз погоды. «Как это?» — спросите вы. Ответ очень прост: в отличие от фотографии рисунок имеет в своем арсенале такое преимущество, как шрифт. Надписи на рисунках не только отлично смотрятся, они еще и создают саундтрек к кино у нас в голове. Совсем не обязательно ограничиваться одной лишь подписью в уголке. Типографика позволяет добавить к рисунку важную невизуальную информацию, которую хочется сообщить зрителю для лучшего понимания, но нельзя нарисовать. Мысли, запахи, шорохи, холод, тепло или ветер — все эти базовые вещи трудно передать с помощью карандаша и кисти. А вот записать их можно. Поэтому шрифт — идеальный партнер рисунка, позволяющий преодолеть барьеры изобразительного искусства.
Мысленные ножницы
Часто приходится слушать историю о том, что песня Yesterday Полу Маккартни приснилась. На самом же деле это только половина правды. Мелодия и правда пришла к нему во сне, но вот слова, которые он сочинил к ней тут же, за завтраком, никуда не годились. Поначалу песня Yesterday называлась Scrambled Eggs, и на то, чтобы написать к ней достойный текст, понадобилось еще два года.
Чему нас учит эта история? Из плохих идей порой рождаются хорошие. Дайте им шанс, не хватайтесь сразу за мысленные ножницы, чтобы срезать ростки на корню. Со временем они могут подрасти и окрепнуть. Оглядываясь назад, порой можно заметить, что идеи, которые казались нам сырыми или неоригинальными, на самом деле были необходимыми промежуточными шагами на пути к какой-то действительно стоящей задумке.
Без света нет тени
Парадоксально, но факт: чтобы изобразить темноту, необходим свет. Так, ночную сцену нельзя нарисовать угольно-черной. Используйте контрасты.
Темноту проще всего показать, противопоставив ей источник света, будь то горящая свеча или луна в небе. Без них темнота окажется просто невыразительной черной плоскостью.
Чтобы изобразить темноту, не стоит использовать черный цвет. Попробуйте вместо него темно-синий, глубокий фиолетовый или любой другой темный — это будет выглядеть более интересно с художественной точки зрения.
Диалог с миром
Если мы допускаем инсценировку и преувеличение в графическом рисунке, то в работе с цветом эти приемы тем более уместны. Цвет — это все что угодно, только не украшение. С помощью цвета мы транслируем эмоции.
Картина должна отражать вашу точку зрения, а не представлять собой компромисс между всеми возможными аспектами реальности. Картина — это всегда ваше видение, ваш диалог с миром. И высказываться в этом диалоге следует четко и ясно.
Рисунки — не фотографии
Нет ни одной причины, по которой с цветом нельзя было бы обращаться столь же свободно, как и с линиями. Вы не обязаны воспроизводить цвета в точности такими, какие они в действительности. Картина — ваша. И если вам кажется, что розовое небо подходит этой картине лучше, чем общепринятое голубое, так тому и быть. Никто не помешает вам обмакнуть кисть в нужную баночку с краской. Рисунки не фотографии. Вы можете изменять их по собственному усмотрению, если считаете, что их это улучшит, пойдет на пользу композиции или точнее передаст ваше впечатление. Считайте, что я вам это только что официально разрешил.
О ластике
Не стоит прибегать к помощи ластика слишком часто. За время, потраченное на стирание «плохой» картинки, вы, скорее всего, успели бы нарисовать еще одну, более удачную. Кроме того, многие «неудачные» рисунки можно позже использовать снова. Просто взгляните на них свежим взглядом пару дней спустя, покрутите их так и этак. Их наверняка можно будет как-то перерисовать или переработать во что-то другое.
Ошибки
Не стоит забывать: если хочешь чему-то научиться, придется в процессе наделать много ошибок. Без этого просто нельзя. Поэтому рассматривайте результаты своих опытов как охотничьи трофеи, а не как трупы, которые нужно срочно спрятать.
Реальный мир и рисунок
Не так важно, верна ли «настоящая, математическая» перспектива на вашей картине. По-настоящему важно, чтобы от картины в целом возникало ощущение, что все верно, все сходится, все так, как и должно быть. Если вы хотите нарисовать что-то с перекосом, то этот перекос просто должен гармонично смотреться внутри пространства картины. Реальный мир — это реальный мир, а рисунок — это рисунок. В конце концов, наша цель — не построить здание, а нарисовать его.
Поэтому повторю: «натуралистично» — не всегда равно «хорошо». Танцующие башни, наверное, не могут существовать в реальности, но на картине они смотрятся бесподобно.
По книге «Живопись vs графика»