Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Творчество и хобби
Мексиканский костюм Фриды, твидовый костюм Дали и образ Марины Абрамович. Культовые художники и их стиль
2 мая 2021 3 376 просмотров

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Шляпы Рене Магритта. Берет Пабло Пикассо. Мексиканский костюм Фриды. Платиновые парики Энди Уорхола. Одежда художника — это почти история его жизни. Изучая гардероб великого мастера, ты словно читаешь ненаписанные главы биографии: становится намного ясней, кем он был и какой путь прошел.

Книга Терри Ньюман, которая, кажется, знает о моде всё, — это большое исследование уникальных образов художников. От Сальвадора Дали до Марины Абрамович, от Анри Матисса до Стива Маккуина. Более 40 глав о великих мастерах и много, много, очень много фотографий.

В книге множество деталей, снимки художников в мастерских и кадры с подиумов, меткие цитаты творцов и истории из их жизни. Поэтому читать её интересно всем — и любителям моды, и ценителям искусства.

Фрида и huipil

Творчество Фриды Кало — гремучая смесь фольклора, полусюрреализма и автобиографии. Ее гардероб тоже поражал буйством красок. В ноябре 1938 г. в интервью журналу Vogue художница сказала: «Я понятия не имела, что мои работы — это сюрреализм, пока в Мексику не приехал Андре Бретон и не просветил меня». Бретон назвал творчество Кало «лентой, повязанной вокруг бомбы», и был блистательно точен.


Культовые художники и их стиль


Писатель Карлос Фуэнтес вспоминал, как Фрида входила во Дворец изящных искусств под звон собственных украшений: любой ее наряд был почти ритуальным дополнением к философии творчества

Одежда Фриды идеально передавала характер. Кало часто носила традиционный мексиканский костюм: huipil — тунику с квадратным вырезом, расшитую тесьмой, бусами, цветами и камнями, и накрахмаленный головной убор из кружева, обрамлявший ее лицо. В ее нарядах удивительным образом сочетались разные текстуры. Поверх струящейся атласной юбки в пол она могла надеть фартук с рюшами; в косы вплетала пестрые нити и цветы; носила кольца и перстни на всех пальцах.

Облачаясь в традиционный мексиканский костюм, Кало примеряла на себя яркий драматический образ, но в то же время искренне отдавала дань своим корням.

В современной культуре Кало обрела статус тотема с легионами поклонников, включая Мадонну, которая весьма метко сказала: «Она хотела выразить свою идентичность, и это удавалось ей благодаря одежде. Одежда выделяла ее из толпы. [Ее выбор] шел вразрез с тем, что делали другие».

Твидовый костюм или «светящиеся груди»?

Сальвадор Дали, сюрреализм и мода едины и неделимы. Его фантазии всегда были обращены в будущее. В 1935 году в журнале Harper’s Bazaar художник предлагал читательницам выходить на пляж в коралловых корсетах, масках из роз и блестящих кожаных чулках.

В первые годы столичной жизни Дали отращивал волосы и гулял по мадридским улицам в плаще с пелериной, бриджах, шелковых чулках и с тросточкой. Он всегда любил экстравагантный стиль, но в академии научился сочетать пышность и яркость с элегантной простотой классического кроя и гладкой прической. Такую «униформу» он носил всю жизнь и выглядел в ней как образцовый английский джентльмен.

У него была огромная коллекция костюмов — от смокингов до полосатых и твидовых «троек», — которые Дали носил с галстуком и платком в нагрудном кармашке. На этом строгом фоне особенно эпатажно смотрелись его знаменитые усы, спирально закрученные вверх.


Дали полагал, что белое платье с омаром, созданное Эльзой Скиапарелли в 1937 г., лучше всего смотрелось бы под слоем майонеза. Однако Скиапарелли отказалась добавить к модели этот последний штрих

Когда Дали хотелось устроить грандиозный выход, он брался за дело с подлинным размахом. В 1934 г. в Нью-Йорке на прием светской львицы Каресс Кросби он надел «светящиеся груди в бюстгальтере». А в 1936 г. в Лондоне пришел на Международную выставку сюрреализма в водолазном костюме со шлемом. Аксессуарами к нему стали бильярдный кий и пара русских борзых.

Образ как перфоманс

Художница Марина Абрамович появляется на обложках модных журналов чаще, чем многие топ-модели. Перед камерой она всегда предстает уверенной в себе и стильной: с длинными, темными, блестящими волосами, нередко с красной помадой и маникюром в тон. Абрамович родилась в Сербии в 1956 г., а сейчас вращается в узких кругах творческой элиты и носит наряды, подобающие ее статусу: произведения высокой моды с аксессуарами, чья стоимость превышает тысячу долларов.


Абрамович работала с такими лейблами, как Costume National. Сняла совместный короткометражный фильм с компанией Adidas. А также представила собственную лимитированную коллекцию

Абрамович признается: «В 1970-х, когда художницы предпочитали красную помаду и красный лак, все модное казалось мне очень пошлым. Несовместимым с искусством. Как будто, если ты самовыражаешься таким способом, ты не можешь выразить себя в творчестве. Я не хотела иметь к этому никакого отношения».
Со временем ее взгляды изменились. В 2010 г. Абрамович сказала в интервью журналу AnOther: «У меня была тайная тяга к моде, в которой я не признавалась самой себе. Так что, когда у меня впервые появились серьезные деньги, я купила костюм от Yamamoto. В нем я чувствовала себя прекрасно и не испытывала никаких угрызений совести!»

Возможно, сегодняшняя стильная фаза — очередной ее перформанс. Художница утверждает, что изысканный гардероб отнюдь не создает ей проблем, «кроме, пожалуй, одной: у меня все черное, поэтому, когда открываешь шкаф, очень трудно что-то найти».

История вещей

В августе 2016 г. Guardian процитировала слова покойного художника Роберта Раушенберга:

«Мне нравится, что у каждой вещи есть свой жизненный опыт, что рубашка меняется, когда погуляешь в ней на солнцепеке, или прыгнешь в воду, или на ней поспит собака. Мне нравится история вещей… У любой материи есть история — своя, встроенная в нее».

Обаяние великих мастеров неподвластно времени. Их костюмы — не вечные, в отличие от шедевров, — вызывают пристальное внимание ведущих модельеров, и все обнаруженные смыслы тут же включаются в изменчивый нарратив моды.

Глава про одного из основоположников конструктивизма, родоначальника дизайна и рекламы в СССР Александра Родченко

Что еще есть в книге:

  • «Я хочу умереть в голубых джинсах», — Энди Уорхол
  • Когда визитка — очки: Йоко Оно, Стив Маккуин, Такаси Мураками
  • От фуксии до кобальта, апельсина и красного томата. Цвет волос Яёи Кусама
  • Почему мир моды обожает Синди Шерман?
  • Шуба из меха енота: Марсель Дюшан как истинный денди

… а еще Луиза Буржуа, Жан-Мишел Баския, Александр Родченко, Ники де Сен-Фалль, Эгон Шиле, Дэвид Хокни и многие-многие другие.

Многие думают, что мода — это нечто внешнее. То, что говорит о времени, а не о нас. Но как писала художница Луиза Буржуа: «Историю нашей жизни можно припомнить и пересказать по форме, весу, цвету и запаху вещей, что висят у нас в шкафу». И, кажется, это действительно так.

P.S.: Каждую неделю рассказываем про новые книги о культуре и искусстве. Если любите читать биографии, изучать мифологию, историю, литературу и традиции разных стран, то оставляйте почту. Будем присылать письмо с обзорами, скидками и отрывками из книги.
Подписка на рассылку по культуре и искусству

Похожие статьи