Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Нут проглатывает солнечного бога, и мир погружается во мрак. Мифы и боги Египта
20 апреля 2021 7 554 просмотра

Олеся Ахмеджанова
Олеся Ахмеджанова

Древнеегипетская цивилизация оставила после себя столько загадок, что страна пирамид и сейчас воспринимается как место, полное чудес. Это край, где бог Ра ежедневно проплывал по небу в своей солнечной ладье и где с каждым ростком пробуждался Осирис.

Выбрали несколько историй из нашей новой книги «Египетские мифы» — таинственных и захватывающих.

Что там про богов?

У богов, как и у людей, были свои роли, обязанности и полномочия. За каждым закреплялась определенная зона ответственности, в которую другие боги не вторгались. Они не считались всеведущими и всемогущими, однако могли одновременно представать в нескольких обличьях. Пребывая на небе или в загробном царстве и оставаясь в недосягаемости, бог отправлял на землю свои бау — проявления или жизненные сущности. Через них человек ощущал его силу.

Хотя в некоторые уголки Вселенной ход был заказан даже божествам в любом обличье. Например, почти никто из богов не мог проникнуть в Нун или Даут (загробное царство) — их полномочия лежали в пределах сотворенного мира.


Вселенная глазами египтян IV века до н. э. Из книги «Египетские мифы»

Каждому божеству в мироздании отводилась строго определенная уникальная роль, и никто другой не мог взять ее на себя. Благодаря Нут существовало небо. Сила Шу разделяла небо и землю. Хапи заведовал ежегодными разливами Нила. Осирис отвечал за переход от смерти к новой жизни — за возрождение природы. Бог Мин обеспечивал урожай.

Правда, боги Древнего Египта не были всемогущими; для некоторых дел им требовались способности других богов.

Если какой-то бог хотел взять силу другого, ему приходилось в него «вселяться» — такой процесс ученые называют синкретизацией. Так, если бог Амон желал позаботиться о плодородии, они с Мином — богом урожая — на время становились единым божеством по имени Амон-Мин.

Птах — бог- демиург

Птах — бог искусств и ремесел, небесный скульптор и воплощение творческого начала. По представлениям жрецов Птаха , мир был «порожден в его сердце»; сами боги, небо, земля, искусство, изобретения — буквально все было задумано Птахом и возникло по его слову. Птах главным образом почитался в Мемфисе и изображался в виде мужчины, туго, как мумия, обернутого тканью и стоящего на пьедестале с посохом в руках, в маленьком и скромном головном уборе и с прямой бородой (что необычно — египетские боги «предпочитали» кудрявые бороды). Его супругой считалась вспыльчивая богиня- львица Сехмет, а дополнял семейную триаду их сын Нефертум, представавший в образе ребенка с цветком водяной лилии на голове.


Бог Птах (слева) и бог Татенен (справа). Из книги «Египетские мифы»

Как воплощение творческой стихии Птах олицетворял собой ту силу, что превращает замысел в действие, а затем — в осязаемый результат; тот процесс, что берет начало в первом проблеске вдохновения, внезапно вспыхнувшем в уме мастера, и заканчивается непосредственным созданием, например, статуи — обработкой камня, приданием ему нужной формы.

Маат и Исефет

Маат играла ключевую роль в представлениях древних египтян о мироустройстве. В своем абстрактном значении маат символизирует равновесие хаоса и порядка, включающее в себя справедливость и правосудие. Египтяне признавали, что полностью побороть беспорядок (исефет) невозможно и делать этого не нужно, поскольку без хаоса нарушится гармония мира. Исефет была неотъемлемой частью мироздания с начала времен.


Маат. Источник

По представлениям древних египтян, маат пронизывает все мироздание, и тех, кто нарушал его законы — пусть даже по неведению, — следовало сурово наказывать. Сами боги называли маат своим питьем и пищей. Богиня Маат изображалась с длинным пером на голове; иероглиф страусиного пера также обозначал принцип маат. Вероятно, из-за ассоциации с Тефнут богиню считали дочерью Атума(-Ра), а иногда — супругой бога Тота.

Апоп и его происхождение

Каждый вечер со времен сотворения мира против солнечного бога восставал Апоп — чудовищный змей длиной в 120 локтей (около 63 метров), олицетворявший собой силы хаоса. Он был самым злостным разрушителем во Вселенной и главным врагом порядка; свите бога Ра приходилось отгонять его от солнечной ладьи, чтобы следующим утром, как всегда, рассвело и мироздание осталось таким, как есть.

Прозванный «Тем, кто сокрушает ревом», Апоп сумел завладеть Оком зла, которое повергало людей и богов в оцепенение.

По этой причине фараоны проводили особый обряд — били палкой Око Апопа , рассеивая его дурные чары.


Бог Атум одолевает змея хаоса Апопа. Из книги «Египетские мифы»

Апоп играл важную роль в древнеегипетской мифологии, однако до сих пор неясно, откуда он появился. Его сотворение упомянуто лишь однажды, причем в относительно позднем источнике. По этой версии, змей-разрушитель родился из плевка богини Нейт. Однако в большинстве известных нам источников нет никаких упоминаний о происхождении Апопа — как будто он сотворил себя сам или же существовал до начала времен.

Ночное небо



Мастерство учиться

В конце каждого дня богиня Нут проглатывала солнечного бога, и мир погружался во мрак. В последние мгновения жизни, когда лучи исчезали, а диск уже касался горизонта, светило краснело, что символизировало опасность, а затем чернело. После этого в небе загорались звезды, становился виден Млечный Путь, а луна с планетами отправлялась в привычный путь сквозь ночную тьму. Глазам человека представал новый мир.


Шу (в центре), подняв руки, разделяет Нут и Геба — небо и землю

Древние египтяне считали, что в небе, как и на земле, из воды выступают участки суши. Путь, по которому следует солнце, луна и звезды, они называли Небесной рекой; сегодня он известен как эклиптика. Небесные тела двигались словно бы по одному и тому же руслу, вдоль «берегов» — видимых краев на востоке и западе.

Небесная река делила небо надвое — на Поля приношений (северная часть) и Поля тростника (южная). К северу от «реки» располагались «нетленные звезды», а к югу «негасимые» — те, что никогда не опускались за горизонт, то есть всегда присутствовали в небе. Некоторые думали, что звезды — это украшения богини Нут, чья фигура угадывалась в очертаниях Млечного Пути; голова находилась рядом с созвездием Близнецов, а ноги — в созвездии Лебедя.


Созвездия , изображенные в гробнице фараона Сети I

Другие полагали, что звезды — это пятна на теле коровы Мехетурет («великая пловчиха»), образующем Небесную реку.

В «Книге Нут» говорится, что звезды путешествуют по небу ночью точно так же, как солнце днем, и что Нут проглатывает их на западе. Такой жестокий поступок вызывает гнев Геба, считающего звезды своими детьми. К счастью, Шу всякий раз успокаивает его: «Не гневайся на Нут за то, что пожирает твоих детей. Они пройдут по ее телу и живыми выйдут наружу, подобно тому, как Ра заново рождается из нее на востоке».


Узнайте, на кого из богов вы похожи в соцсетях→

Исида и ее культ

Богиня Исида ассоциировалась с магией, материнством и любовью. Ее обычно представляли как женщину в длинном одеянии, иногда с систром в руках. Над головой у нее помещали символ царского трона; тот же иероглиф обозначал ее имя — его можно перевести как «трон» или «престол», что подчеркивает тесную связь богини с символами власти. Из-за прочной ассоциации с Хатхор Исида порой изображалась схожим образом — с коровьими рогами и солнечным диском на голове. В отдельных случаях ее представляли в виде взметнувшейся кобры — например, в «Книге врат» , сборнике заупокойных текстов эпохи Нового царства.


Исида с коровьими рогами и солнечным диском — атрибутами богини Хатхор. Из книги «Египетские мифы»

Начиная с Птолемеевского периода культ Исиды распространился по всему Средиземноморью; в результате ее образ слился с образами других богинь — до такой степени, что ее стали называть «той, у которой тысяча имен». Ее почитали как великую целительницу и как добрую, сострадательную богиню-мать. С распространением культа Исиды ее сына Хора стали отождествлять с греческим богом Аполлоном и воспринимать как символ победы добра над злом.

По материалам книги «Египетские мифы»

Обложка: pexels

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи