Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
«Дамы в мундирах, господа в платьях с декольте»: как развлекалась элита в екатерининскую эпоху
10 апреля 2021 7 105 просмотров

Дарья Гордеева
Дарья Гордеева

На балах XVIII века нередко можно было встретить людей, одетых в костюмы противоположного пола — дам в мундирах и мужчин в платьях с декольте и фижмами. Переодеваниями увлекались и самые именитые персоны: от императриц Елизаветы Петровны и Екатерины Алексеевны до княгини Екатерины Дашковой. Почему подобные маскарадами стали такими популярными? Ответ на вопрос мы нашли в книге искусствоведа Ольги Хорошиловой «Русские травести». Приводим несколько отрывков.

«Маскерады» Елизаветы Петровны



Русские травести

Традиция устраивать балы с переодеваниями появилась в России в XVIII веке. Особенно преуспела в их организации императрица Елизавета Петровна: она проводила «маскерады» регулярно, а осенью и зимой 1744 года в Москве — каждый вторник.

Елизавета знала, что неотразима в мужском костюме, и с удовольствием появлялась на публике, надев камзол, кафтан и кюлоты. Говорят, в богатейшем гардеробе императрицы (около 15 тысяч платьев!) были и стилизованные военные наряды — французского мушкетера, казацкого гетмана, голландского матроса, — и настоящие мундиры. Она особенно любила темно-зеленую штаб-офицерскую форму лейб-гвардии Преображенского полка, в которой ее запечатлел художник Георг Христоф Гроот.


Шляпа с галуном и белым плюмажем, сапоги со штибель-манжетами, шарф с кистями, зеленый камзол, кафтан — на картине Георга Христофа Гроота «Портрет Елизаветы Петровны на коне с арапчонком» императрица одета в точности как офицеры-преображенцы. Источник

Елизавета Петровна надевала мундиры во время полковых праздников. Она была хороша в расшитой галунами форме и в ботфортах, верхом на статном жеребце. Офицеры и солдаты любовались своей императрицей, что было ей, безусловно, на руку. Ладно сшитые, полностью соответствующие регламенту мундиры укрепляли чувство родства с войсками, которое обеспечивало их преданность правительнице.

Елизавета Петровна — плоть от плоти своей эпохи. Пудра и маска были главными атрибутами людей XVIII столетия, обман — их образом жизни.

Елизавете очень нравились травести-маскарады. Она сама составляла список приглашенных и строго-настрого запрещала являться в своих костюмах: дамы — только ряженные господами, а господа — дамами.

Для императрицы все это выглядело как милая забава, а вот для придворных подобные балы с переодеваниями часто выливались в подлинные мучения.

«Высокородная публика, многие в преклонных летах, являлись на императорские увеселения верными шутами: мужчины, как требовал сценарий, в платьях „а-ля франсез“ с декольте и фижмами, в париках и пудре; дамы уминали телеса в узкие мужские кафтаны, их пухлые ноги в кюлотах и чулках напоминали белые античные тумбы. Все были злы как собаки, все нескладны, комичны до слез. Многие с непривычки спотыкались, падали», — пишет Ольга Хорошилова.


На знаменитом портрете Елизаветы Петровны художник Луи Каравак запечатлел ее в маскарадном кафтане и парике, которыми она так легко вводила в заблуждение современников. Источник

Забавы Екатерины II

Пятнадцатилетняя великая княгиня Екатерина (будущая самодержица) тоже с удовольствием участвовала в маскарадах. Ей, как и Елизавете, шел мужской костюм. Более того, ему она отчасти обязана своим восхождением на трон: именно в военном мундире, взятом у подпоручика лейб-гвардии Семеновского полка Александра Талызина, Екатерина была одета в ночь, когда свершился очередной государственный переворот.


Самый известный портрет Екатерины в мужском образе выполнил Вигилиус Эриксен. Он представил ее в военном костюме, в котором она совершила государственный переворот

Став императрицей, она продолжила традицию костюмированных забав. 10 декабря 1765 года, как сообщает «Камер-фурьерский журнал», государыня в Картинной зале Екатерининского дворца развлекалась картами под скрипичную музыку, при этом приглашенные кавалеры «для увеселения одеты были в дамское платье». 25 декабря государыня устроила вечер с переодеваниями: в аудиенц-камере собрала фрейлин и кавалеров, наряженных дамами.

Показательно, что переодеться для торжества заставили только мужчин, вероятно, они казались Екатерине забавнее и необычнее женщин в кафтанах.

Но все это не идет ни в какое сравнение с грандиозным балом, который императрица устроила 10 ноября 1790 года. Обычно приглашенным заранее рассылали указания, в каких костюмах следует быть. Если гостю казалось, что тема и маска не вполне соответствуют его желаниям и положению, он мог, к примеру, сказаться больным и не приехать. В этот раз о том, что нужно нарядиться в платье противоположного пола, гости узнали только на балу, так что выбора у них не оставалось.

Вечером 10 ноября после чинного ужина императрица пригласила гостей в большую залу. На дверях было написано: «Здесь даровой маскарад и маскарадные одежды в кредит; по правую руку для дам, по левую для мужчин». Всего было подготовлено больше 80 нарядов — их императрица отбирала и примеряла лично.

Многие женщины, подражая императрице, тоже облачались напомаженными юношами на все светские выходы и балы.

Этот факт часто вводит в заблуждение современных исследователей. К примеру, в Третьяковской галерее хранится любопытный «Портрет неизвестного в треуголке» начала 1770-х годов, написанный Федором Рокотовым.


Федор Рокотов «Портрет неизвестного в треуголке». Источник

Подпись гласит, что юноша написан поверх женского портрета. Однако, скорее всего, на картине изображена девушка в мужском костюме: на это указывает и выпуклость кафтана в месте груди, и маленькая треуголка, какую в те годы носили именно дамы.

По материалам книги «Русские травести»

На обложке — фрагмент картины Виргилиуса Эриксена «Императрица Екатерина II верхом на коне Бриллианте»

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи