Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Кругозор
Коты, адреналин и другие причины, по которым человечество не умеет сидеть спокойно
сегодня

Антон Бахарев
Антон Бахарев

Мы называем это увлечениями и привычками — и редко задумываемся, насколько странно они могут выглядеть со стороны. Люди с упорством собирают бесполезные предметы, часами дергают телом под ритмичные звуки, добровольно ищут ситуации, в которых сердце вот-вот выскочит из груди, будто мы снова в шаге от саблезубого тигра. Никто толком не знает, где проходит граница между здоровым интересом и навязчивостью, игрой и ритуалом, развлечением и древним инстинктом, — но человечество с завидным постоянством предпочитает ее искать, а иногда и перепрыгивать.

Эта странность, это бесконечное человеческое «зачем», разложенное по полочкам и превращенное в единый узор, и становится тем, из чего соткана книга The Last Book (16+). Здесь мифы, мечты, религии, соцсети, маркетинг, анатомия, философия, сказки и антиутопии. Это дневник Ноя — последнего выжившего землянина. У него было время вспомнить все.



The Last Book

Заказать

Откуда берутся «сумасшедшие кошатницы»

Любопытство не порок, но иногда и оно может погубить. Возьмем котов. Бывает, что им попадается особенно бесстрашная мышь. Кот подходит, а она никуда не бежит. Кот хватает ее за шею и из интереса подбрасывает в воздух. Никакого эффекта. Тогда он убивает добычу и принимается за еду. Так он вступает в азартную игру: если повезет, его просто использует Toxoplasma gondii. Если мышь вдобавок подцепила хантавирус или чуму, дела плохи.

Токсоплазма заставляет мышей терять страх, потому что жизненный цикл этот микроскопический паразит завершал в кошке. Через поддоны он распространялся и на большинство котовладельцев. Заражая человека, он вызывал жажду риска, агрессивность, любопытство и… любовь к котам. По описанной причине существовало явление «сумасшедших кошатниц», которые собирали этих милых животных. Те же, кто не подцепил кошачьих паразитов… тоже собирали, но что-нибудь другое.

Одним из самых знаменитых коллекционеров, заложивших основы современных «музеев», стал Оле Ворм. Он был ученым и занимался «естественной историей». Собирал редкости: тропические травы из дальних стран, редкие книги, чучела животных. Большинство окружающих ничего подобного не видели, поэтому в середине XVII века он устроил «кабинет редкостей», который потом вырос в Museum Wormianum.

А само слово «коллекция» пришло из латыни и буквально означало «собрание». Первые коллекционеры, конечно, появились задолго до Оле Ворма. Не исключено, что даже в каменном веке. В наше время многие собирают, например, монеты (нумизматы), редкие книги (библиофилы) или даже авиационные пакетики для рвоты (их ценители иногда называют себя багистами). И все это ради любопытства. Или из-за обсессивно-компульсивного расстройства? Короче говоря, люди, как мыши, тяготеют к накопительству и любят изумляться чужим сокровищам. Котам это сложно понять.

Тверк как оберег от землетрясений

Самые ранние пляски, еще с камнями вместо барабанов, имитировали животных и погодные явления. Смысл был в том, например, чтобы польщенный дух антилопы даровал удачную охоту, или чтобы пролился дождь, или чтобы найти пару, или чтобы провести какой-нибудь военный ритуал.

Все эти цели никуда не делись, но мы старались дистанцироваться от них, полагая, что взрослому биологическому виду не пристало так себя вести.

С появлением цивилизации танцевать начали ради развлечения и для зрителей. Это искусство в древности цвело повсеместно. В Китае и Индии традиции сохранились и развиваются сейчас, а вот древнегреческие танцы — там любили хороводы — в период римского владычества ушли в подполье. Римляне поначалу были чем-то вроде античных баптистов и считали такие занятия нескромными. Патриции, конечно, не выступали на танцполе сами, но развлечения все равно любили и с удовольствием нанимали (или обращали в рабство) тех, кто будет танцевать за них. Эти танцоры под покровом ночи, под крышей или тем и другим сохраняли свои народные танцы.

В средневековой христианской Европе танцы считали языческим или сатанинским занятием: надо думать о спасении, а не ублажать тело. Франция и Германия отметились эпидемиями навязчивой пляски святого Витта — болезни, вызванной отравлением спорыньей, массовой истерией, а может, просто тоской по недостатку развлечений. Бедняки в то время по-прежнему шевелили ногами в амбарах, хибарах, на лесных полянах. К XVIII веку эти «народные танцы» породили аристократические забавы вроде вальса.

Как и в глубокой древности, танец остается связан с ритуалами поиска партнера, войной и подражанием силам природы. Сами посудите. «Танец маленьких утят» имитирует движения птиц. Иногда танцор, просто забыв о законах гравитации, может изображать «лунную походку». Под музыку Stanky Legg было удобно показывать движения ног жертв чумы и отпугивать мор, а грозный «тверк» представляется мощным оберегом против землетрясений. Брачные игры сопровождались «медляками», а также более энергичными телодвижениями, имитирующими желаемую цель, но пока в одежде.

Короче говоря, древнейшие танцы никуда не делись — мы просто убедили себя, что они стали изысканнее.

Русско-американские горки

Представьте ситуацию. Я — пещерный человек, за которым гонится саблезубый тигр. Я улепетываю, он нагоняет. Я разворачиваюсь, смотрю прямо на него и вижу в полуметре от себя клыки с капающей слюной и огромные острые когти. Из его разверстой пасти пахнет моим двоюродным братом Гругом, и до меня вдруг доходит, почему он мне сегодня не попадался в пещере. Длинные когти вот-вот вонзятся мне в грудь, но тут я спотыкаюсь о лиану и падаю на спину. Тигр, не в силах прервать прыжок, врезается в дерево и сворачивает себе шею. Я тащу его домой и попутно сочиняю историю о том, как лихо одолел мерзкого кошака.

Прилежащее ядро и черное вещество в нижне-средней части мозга накачивают меня дофамином как из шланга. Маленькие железы над почками насыщают кровь волшебным соком, ускоряющим дыхание и сердцебиение. Секунды кажутся часами, цвета становятся ярче, ветер прохладнее, даже плащ из оленьей шкуры уже не вызывает зуд.

Но потом адреналин выветривается, а я ловлю себя на мысли: «Было бы очень неплохо, если бы саблезубый тигр погнался за мной еще раз».

На следующий день я прыгаю с высокого утеса в воду — и вот опять он, адреналин. Я подсел. Кто-то предпочитал низкий уровень этого гормона, кто-то высокий. Для некоторых разговор с незнакомцем или прогулка по новому району уже хорошая встряска, другие предпочитают приключения посерьезнее.

Люди прыгали со скал и самолетов, инсценировали перестрелки с правдоподобной имитацией оружия, заряженной шариками с краской, а с 1749 года еще и съезжали с крутых склонов на тележках с колесиками. В тот год императрица Елизавета I, большая поклонница катаний на санках, пришла к выводу, что даже в России зима недостаточно долгая, и повелела архитектору Франческо Растрелли решить проблему. Он спроектировал изящный павильон, где устроили искусственную горку с дорожкой для летнего катания.

Вскоре аттракцион стал больше, быстрее и гораздо страшнее. В конце XIX века Жозеф Оллер, владелец сомнительного кабаре «Мулен Руж», построил в парижском районе Бельвиль «Русские горки» — Montagnes Russes — в виде двух петель. По другую сторону Атлантики его соперники-инженеры тоже не сидели сложа руки и работали над самой скоростной, высокой и красивой горкой в мире.

Несмотря на новые технологии и усовершенствование конструкции, на многих языках горки так и остались «русскими» в память о том первом елизаветинском увеселении.

В самой России, правда, они стали «американскими» — вероятно, из-за склонности русских и американцев сваливать все друг на друга. Впоследствии горки начали делать стальными, а управляла ими веселая армия кочевников-циркачей. От того они, правда, не стали безопаснее, и любители адреналина регулярно выпадали. В связи с этим более надменные или жизнелюбивые адреналиновые торчки предпочитали реальным угрозам абстрактные. Они по-прежнему щекотали себе нервы риском, но смазывали угрозу некоторой романтикой. Получался азарт…

Подготовлено по книге The Last Book.

Заказать:

МИФ WB Ozon Яндекс.Маркет Читай-город

Рубрика
Кругозор
Похожие статьи