Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Аудиокниги Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Подарки детям Новогодние подарки Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Книги оптом Книги для компаний Электронная мини-библиотека Корпоративные подарки Издательство Работа у нас МИФ & Книжные клубы Предложить книгу Авторам Логотип Вопросы и ответы Благотворительность Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Культура
Ваши ключи от Хогвартса. Изучаем культурные коды «поттерианы» с Галиной Юзефович
сегодня

Алексей Зыгмонт
Алексей Зыгмонт

Цикл о «мальчике, который выжил» — настоящий культурный феномен. Солидные тома, которые дети проглатывали за день. Детские книжки, любимые взрослыми. Сказки, определившие ценности целого поколения. Фантазии, благодаря которым мы узнали кое-что о мире и о себе самих.

Как Джоан Роулинг это удалось? Как вышло, что «поттериана» захватила мир? Как устроен ее мир и в чем настоящая разница между добрыми и злыми волшебниками, о которой следовало бы помнить и нам?

Издали долгожданную книгу Галины Юзефович, которая вернет нас в мир Гарри Поттера — но уже не как фанатов, а как исследователей. Мы взглянем на внутреннее устройство «поттерианы» как филологи, оценим ее извне как культурологи — и поймем, почему так заворожены этим циклом. Седлаем метлу? (Или, наоборот, слезаем с нее?)



Ключи от Хогвартса

Бумажная книга Электронная книга

Поттериана — судьба поколения?

Как известно, в успех книги Роулинг не верил даже ее собственный издатель: «Философский камень» в 1997 году вышел минимальным тиражом. Причины? Книга длинная, скучная, дети ее читать не будут. Но случилось невероятное: книги запоем читали не только дети, но и взрослые, их общие тиражи превысили 600 миллионов экземпляров, а стоимость бренда сегодня — более 25 миллиардов долларов.

Но случилось и еще кое-что: книги Роулинг «вырастили» целое поколение. Как им это удалось? Дело в том, что главная тема «поттерианы» — не магия: это лишь волнительный антураж. Ее главная тема — взросление: это история о том, как наивный, зеленоглазый, вечно растрепанный мальчик превращается в бесповоротно взрослого, закаленного испытаниями молодого мужчину, за плечами которого — целая жизнь и даже настоящая смерть. Поэтому же первая книга — совсем еще сказочная, — так отличалась от мрачной последней.

Роулинг писала для одной и той же аудитории, но с каждой новой книгой эта аудитория становилась старше. И читатели сами выступили в роли Гарри Поттера, которого проводил(а) через «обряды инициации» Роулинг-Дамблдор.

«Поттериана» же сформировала ценности миллениалов: отнюдь не эскапизм, как часто считают, а наоборот — активную позицию, высокую толерантность, неприятие лжи и насилия. А еще — своего рода этическую непримиримость, позволившую им позднее «отменить» саму Роулинг. Фанаты занимались волонтерством, устраивали в Гарварде ридинг-группы на тему «Гарри Поттер как Священное писание» и сравнивали «плохих» политиков с Вольдемортом и Долорес Амбридж.

А еще, как утверждают исследования, «Гарри Поттер» даже отчасти определил итоги президентских выборов в 2009 году в США. Такие вот «детские сказки»…

Цербер-Пушок и Сэр Мюмзик

Джоан Роулинг специализировалась в университете на французской филологии и всю жизнь много читала. Неудивительно, что в «Гарри Поттере» за каждым углом — цитата, намек или отсылка. И хотя сюжет и персонажи здесь важнее «литературной игры», находить эти отсылки — страшно увлекательно.

Из греческой мифологии явился трехголовый пес Пушок — которого, как и Цербера, можно усыпить музыкой: Гарри играл на флейте, а вот певец и волшебник Орфей — на волшебной лире. Оттуда же — василиск, вспыльчиво-мудрые кентавры и говорящие имена вроде Аргуса и Меропы.

Но гораздо больше в цикле отсылок к английской классике. «Сказка о трех братьях» из «Даров Смерти» — это переиначенная история из «Кентерберийских рассказов» Джефри Чосера. Призрак Хогвартса Почти Безголовый Ник дословно цитирует «Кентервильское привидение» Оскара Уайльда, а его настоящее имя содержит отсылку к «мюмзикам» из стихотворения Льюиса Кэрролла… Продолжать можно бесконечно.

А еще сама Джоан Роулинг говорила, что «Гарри Поттера» нужно читать параллельно с «Эммой» и другими романами Джейн Остен. Почему это так — узнайте сами.

Профессор Вжжжжж и «война переводов»

У того, что «Гарри Поттер» стал «Священным писанием» и обзавелся целой армией преданных — и, нередко, агрессивных фанатов, — была и темная сторона. Касается она истории с переводами этих книг — не только на русский, но и на другие языки.

Просто оцените собственную ярость от упоминаний «Думбльдора», «Длиннопопа» и особенно «Злодеуса Злея» в переводе Марии Спивак. Зашкаливает?

А ведь этот перевод был первым — однако все мы привыкли к переводу издательства «Росмэн». И эта привычка — одновременно проблема и характерный феномен, который тщательно исследуется в «Ключах от Хогвартса». История переводов Роулинг на русский вообще напоминает детектив — настолько она запутанная, увлекательная и много говорящая как о российских издателях, так и о нас самих.

Не меньше проблем и курьезов было связано и с переводами на другие языки — из-за сложностей с именами и британскими реалиями. Например, в арабском переводе презренный бекон заменили на «ломтики жареного мяса», а непонятное Рождество — на «большой зимний праздник». В норвежском имя профессора Дамблдора, отсылающее к слову «шмель», передали как Хуммлеснюрь — то есть «Вжжжж»! А французы решились перевести еще и название Хогвартса, расслышав в нем слова hog (кабан) и warts (бородавки). Так возникла волшебная школа с неаппетитным названием Poudlard — то есть, простите, «вшивый бекон»…

Всем «Люмос»!

Автор книги Галина Юзефович — пожалуй, самый известный литературный критик России и в представлении не нуждается (но мы ее все равно представили…). Ее книга — это новый том в совместной серии МИФа и онлайн-лектория «Страдариум», основана на тамошнем курсе и представляет собой первое на русском языке научное исследование о «Гарри Поттере» как культурном феномене. Поэтому, даже если вы помните наизусть семикнижие Роулинг и смотрели все фильмы — то все равно узнаете много нового и интересного.

Например:

  • В чем отличие писательских методов Роулинг и Дж. Р. Р. Толкиена
  • Почему Пожиратели Смерти — это нацисты буквально, а не метафорически
  • Где в «поттериане» скрывается Средневековье
  • Почему квиддич — это как бы… крикет
  • Какая книга о Гарри Поттере — это классический британский детектив (с британским же нарушением правил игры!)
  • Откуда в сюжете «Гарри Поттера» столько дыр и прорех
  • Почему добрые волшебники следуют протестантской этике

Цикл про мальчика-волшебника окончен, но его история продолжается: уже не как сказка, а как универсальный миф о дружбе, отваге и борьбе добра со злом. И если вам не терпится еще раз заглянуть «за кулисы» знакомых книг, разобраться в лабиринте отсылок и взглянуть на феномен Гарри Поттера по-научному, «Ключи от Хогвартса» откроет для вас все двери.

Заказать:

МИФ WB Ozon Читай-город

Рубрика
Культура
Похожие статьи