Каким запомнится человечество, если завтра его не станет? (Хотя — кому запомнится?) Ярким. Безумно разнообразным и пестрым. Немного абсурдным. Местами жестоким. И гениальным. Создавшим кучу всего хорошего — и бесполезного. Придумавшим себя целиком.
А что, если все это богатство нарисовать? Получится эта книга. Встречайте: «The Last Book. Дневник последнего человека на Земле».
Долгожданное продолжение суперхита The Book от той же визионерской команды. Еще одна книга-артефакт, книга — произведение искусства. «Еще одна» — и совсем другая. Это личная история одного человека — и энциклопедия обо всем человечестве.
Какими мы были
Знакомьтесь: главный герой, он же автор, Ной Иона Каплан. Житель Нью-Йорка. Художник. И — единственный землянин, выживший после гибели планеты благодаря таинственным инопланетянам. Очнувшись на их корабле и с тоской глядя на обломки Земли, он решает «вспомнить всё». Вспомнить, какими мы были — создать еще одну энциклопедию. Последнюю. Которую уже никто не прочтет.
И он вспоминает. Буквально всё: от истории цивилизаций до развлечений, от религий до соцсетей и отношений, от маркетинга и анатомии до философии, от волшебных сказок и до антиутопий, от бургеров до квантовой физики.
Вспоминает, с чего все начиналось и куда шло. Наши мифы и мечты. Войны и ужасы. Красоту, которую мы создавали — и жертвы, которые ради нее приносили.

Память Ноя — подлинная сокровищница. Всем бы такую. Он помнит не только человечество целиком, но и множество ярких и странных деталей. Знаете ли вы, например, почему в минуте 60 секунд и как это связано с Древним Шумером? Почему лемуры называются в честь римских духов предков? Почему цивилизация начинается со слова «нет»? Почему египетские дипломаты писали на языке вавилонян? Или как оно вышло, что высокие каблуки придумали персидские всадники?
В его энциклопедии целых 15 больших разделов, 150+ разворотов, каждый — на свою тему, с кучей фактов, глубоких, а местами трогательных размышлений — о нас. Его дневник — это прощание с человечеством. Или попытка его сохранить?
Что еще почитать:
И как это выглядело
Все иллюстрации в этой книге — а здесь их сотни, — созданы вручную. Редкий случай в эпоху «нейрокартинок». И… в общем, каждый разворот здесь — это настоящее произведение искусства. Листать эту книгу — как распаковывать новогодние подарки: замираешь от предвкушения и никогда не знаешь, чего ждать.
Каждую иллюстрацию можно разглядывать по полчаса. Иногда они смешные. Иногда — зловеще-тревожные. Или психоделические. И в каждой из них есть свой «твист» — что-то неожиданное, из-за чего даже привычное кажется странным. Здесь масса отсылок, «пасхалок», и обнаруживать их — чистое удовольствие. Вот саблезубая белка из «Ледникового периода». Индиана Джонс. Конкистадор с пакетом попкорна. Vanitas с черепом в шапочке и круглых очках. «Рабочий и колхозница» на триреме. Картины Дали и Рене Магритта. Боб Марли рядом с великим Рафаэлем.

Визуальное буйство. Смешение всего со всем — времен и эпох, серьезного и не очень. Реального и воображаемого, фактов и ассоциаций. И вот смотришь на это все — долго, очень долго, — и вдруг понимаешь: это ведь мы и есть.
Так все у нас в голове и устроено. Субъективно. Когда видишь офис в виде закрученного лабиринта. Думаешь о чем-то возвышенном и вдруг вспоминаешь о Микки-Маусе. Всюду додумываешь собственное лицо. И осознание этого позволяет взглянуть на окружающий мир иначе. Как на пестрый и при этом единый хаос, который преломляется и играет мириадами красок внутри нас самих.
Всё на своих местах
И вот спустя 20, 30 или даже 100 разворотов вдруг понимаешь, что The Last Book — не просто личная история и набор случайных картинок и тем. У нее есть своя философия. В интервью один из создателей книги выразил ее так: «В мире есть абсолютно разное — и всё на своих местах, и всё одновременно бессмысленно и прекрасно». Более того — все взаимосвязано. Алгебра и рэп-батлы. Украшения древних кроманьонцев и наши фотографии в соцсетях. Войны и мускатный орех. Римская империя и… помидоры?

Книга позволяет взглянуть на человечество другими глазами. Позволяет увидеть мир в его странности. Небезусловности и неочевидности. Увидеть, что мир не дан нам как есть, а придумывался нами — в течение сотен и тысяч лет. И что мы по-прежнему свободны его придумывать.
А в конце понимаешь, что The Last Book — это даже не «гимн человеческому роду». «Гимн» — это всегда что-то громкое.
Нет, это признание в любви к человеческому миру — избыточному, местами абсурдному и случайному, но завораживающему.
К тем мелочам, которые составляют жизнь — от высокого искусства до попросту славной чашки эспрессо. Это напоминание о том, сколь долгий путь мы проделали и сколько нам всего еще предстоит. Если только… Если только.
Sic transit… mundi
The Last Book — издание тяжеленное и откровенно роскошное. Украшение полки. Предмет зависти друзей. Книга, которую можно разглядывать часами — даже вместе с детьми-подростками, которым хочется передать ее удивительный взгляд на мир.
И вместе с тем — трогательная история, веяние памяти и печали. Да, это энциклопедия. Так уж вышло. Но она не столько описывает, сколько показывает с высоты птичьего полета. А вот о чем вы узнаете из некоторых ее разделов:
- Основы цивилизации: от Шумера и Египта до римских дорог и долины Инда
- Ритуалы: от «рождения героя» до инициаций, свадеб и праздников
- Красота: от сумасшедших нарядов до татуировок и кибер-имплантов
- Еда: от сыра и войн за пряности до такос и лягушачьих лапок
- Развлечения: от жестоких зрелищ до танцев, компьютерных игр и мемов
The Last Book — это фантастическое путешествие сквозь время и пространство. Книга, которая вдохновляет и стимулирует ясный, критический взгляд. Заставляет вспомнить и задуматься, кто мы. Создает образ нового человека — любопытного, свободного, головокружительно творческого. Или не «нового», а просто человека? Нас с вами.