Нас влечет ко всему страшному — это факт. Многие из нас выросли на романах Стивена Кинга, Стокера и Энн Райс, рассказах Лавкрафта — и до сих пор заворожены мистическими историями о тайнах и монстрах. Но почему это так? И почему рука сама тянется «к перу» — к проживанию этой завороженности в чьем-то «своем»?
Запускаем курс «Как написать „страшное“». Это немного лекторий, но еще больше — воркшоп: мы будем изучать мистику и хоррор, чтобы в итоге написать собственный рассказ. Сильный и атмосферный. Такой, какой вам всегда хотелось прочесть.
Под руководством опытных мастеров жанра разберемся в природе страха, взглянем на классические образцы и начнем играть с полутенью. Будем слушать, проникаться — и делать первые шаги. Свет гаснет. А что это там, в темноте?
Вызов (и возвращение к) реальности
«Страшная» литература бывает разной: уютной — и тревожной, возвышенной — и мерзотно-кровавой. Хоррор — это не столько жанр, сколько категория, куда можно уложить очень многое. Но что ее определяет? Простите за тавтологию: ужас.
В книжке о хоррорах «Письмена во тьме» писатель Тим Ваггонер говорит: «Ужас есть нарушение того, что персонажи воспринимают как реальность». Речь идет о самой природе реальности: законах природы и общества или пространства и времени — как в «космическом ужасе» Лавкрафта.

Именно поэтому мистика, «нарушая» эти законы — испытывая их на прочность, — позволяет нам лучше их понять. Позволяет задавать философские вопросы — что есть человек, в каком мире мы оказались. В этом же — секрет ее притягательности.
На подступах к ужасу
Как начать писать «страшное»? Можно подражать «голосу» — настроению и стилю, — других писателей. Но для этого нужно хорошо их знать. Наша первая лекция будет посвящена именно этой теме: истории ужасов от классической готики с замками и тайными комнатами до роботов и эффекта «зловещей долины».
Каких «нарушений», какого «не так» страшитесь именно вы? Если не призраков и бескрайности космоса — то, может, вторжения в безопасность дома?

Приемов «ужаса» — великое множество. Иногда можно использовать контрастную «светлую сцену» — на ее фоне шок будет проявляться еще ярче. Можно сделать протагониста неприятным типом: вспомните знаменитого Джека Торранса в «Сиянии». И много чего еще — этому и будем учиться.
Слово мистагога
Передадим слово продюсеру курса — Екатерине Горловой:
«Нам в МИФе захотелось попрактиковать в писательстве одну из самых сложных эмоций — страх. Передать его на письме совсем непросто: то выходит не страшно, а скорее смешно и нелепо, то за штампами теряется индивидуальность.
Наши эксперты написали не один такой текст и знают, как наращивать напряжение, как выстроить нетривиальный сюжет и как создать финал, который удивит всех. Вы узнаете, почему мы обожаем страшные истории и хорроры, каким был страх на протяжении веков в литературе и искусстве».
Мастерство ужаса
На этом таинственном пути вам помогут два опытных «мастера ужаса»: спец по этническому хоррор-фэнтези Алиса Аве и большой знаток «темной изнанки города» Саша Степанова. Вас ждет немного теории и много практики: будем работать с тревожной завязкой, вкраплять детали, изобразим «сцену в полной темноте»…
А вот чему еще вы научитесь:
- Создавать конфликт в мистике (это не так-то и просто!)
- С первых строк создавать ощущение «что-то не так»
- Работать с «поэтикой тьмы»
- Обращать воображение читателя против него самого
- Усиливать «страшный» эффект «светлой сценой»
- И ставить все «с ног на голову» в финале
Стивен Кинг замечал, что истории не создаются, а «извлекаются на свет» — откуда-то изнутри себя. Оттуда же, где притаился ужас. И если вы хотите вот так «высвободить» из себя историю, но чувствуете нехватку опыта и приемов — приходите. Сделаем это вместе.