Портфолио — это профессиональный паспорт специалиста. Оно должно быть понятным, лаконичным и отражать его ключевые навыки и достижения. При этом портфолио — это не просто список выполненных когда-то проектов. Это инструмент, который должен помочь работодателю или заказчику понять, что кандидат умеет и как он может быть полезен бизнесу. Что касается удаленки, то в этом случае портфолио имеет даже большее значение: личная встреча в таком формате зачастую невозможна, а потому оно, наряду с резюме, один из главных факторов принятия решений о найме.
Основные принципы создания портфолио
Первый шаг в создании портфолио — понять (прежде всего для себя), в какой роли вы выступаете для потенциального работодателя. Пример авторов книги: Паша Федоров ведет подкасты, запускает курсы и работает с медиапроектами, а Сергей Антонов редактирует тексты, курсы и исследования, созданные на основе различных данных. Соответственно, встань перед авторами этой книги задача создать себе портфолио, то все внутри него — от самопрезентации до примеров работ — крутилось бы вокруг соответствующей роли.
Рассмотрим ключевые моменты составления портфолио.
Название. Это должны быть ваши имя и фамилия, а после — специализация. Когда вы создаете документ или презентацию, то при скачивании в названии файла остается ваше имя. А представьте, что работодатель решил скачать портфолио десяти кандидатов, но каждый из них назвал документ «Портфолио». Кому захочется разбираться, где чье?
Доступность. Портфолио — это не обязательно отдельный сайт. Если вы владеете конструкторами вроде «Тильды», прекрасно: в них уже есть готовые шаблоны для разных целей, в том числе и для портфолио. Если же нет, вам подойдут и просто «Google Документы»: здесь можно наглядно структурировать информацию, добавлять ссылки, изображения и даже встраивать видео. Можно найти и другие инструменты, но главное — чтобы ссылка на портфолио всегда была активна, не ломалась и открывалась на любом устройстве.
А вот использовать для портфолио сетевой диск, свалив на нем в кучу файлы с текстами или изображениями, не стоит. Разбирать такие завалы крайне неудобно: работодатель не в курсе, где у вас что лежит и какие бизнес-задачи вы решали своими работами.
Повторимся: ссылка на страницу должна быть открытой. Это значит, что просмотр вашего портфолио не должен подразумевать существование паролей, скачивание pdf-файлов, текстовых документов или (что еще хуже) архивов. Если работодатель захочет сохранить ваше портфолио, он обязательно это сделает. Не усложняйте процесс: ваш потенциальный босс должен сразу, по одному клику, увидеть всю необходимую информацию.
Понятность. Укажите свои данные — имя, фамилию и контакты — и коротко опишите, какие задачи вы решаете и как можете помочь потенциальному работодателю (это должно быть видно сразу после перехода по ссылке). Дайте нанимателю возможность легко с вами связаться, если это потребуется: укажите свою электронную почту, ссылки на профили в социальных сетях или никнеймы в мессенджерах.
Избегайте излишней стилизации. Красивый дизайн действительно может привлечь внимание, однако в большинстве случаев работодателей в первую очередь привлекают ясность изложения и релевантное содержание. Если желаемая вакансия не связана с дизайном, нет смысла тратить лишнее время на создание «красивого» портфолио. Простое лаконичное оформление с понятной структурой позволит всем сосредоточиться на главном.
Четкая структура. Разделите свои работы по категориям и выделите группы подзаголовками, например «Курсы», «Подкасты», «Запуск медиа». Это поможет работодателю быстро найти то, что ему важно.
Пояснения. Представляя примеры выполненных работ, оставьте не просто список ссылок, а снабдите их кратким описанием: что это за проект, какую роль вы в нем играли, каких результатов достигли.
Что включить в портфолио
1. При составлении портфолио важно указать конкретные примеры своих работ. Это должны быть ваши лучшие работы. Например, если всего вы взяли 50 интервью, не нужно добавлять все: вместо этого добавьте два-три и объясните, почему выбрали конкретно эти.
2. В портфолио имеет смысл добавлять проекты, которые демонстрируют уровень и разнообразие навыков специалиста. Например, копирайтер может дать ссылки на тексты разных форматов: лендинг, имейл-рассылка, посты для соцсетей, карточки; дизайнер — на работы в разных стилях и так далее.
3. Для каждой приведенной работы стоит сделать небольшое описание, указав, в чем именно заключалась ваша задача. Например, «Разработка концепции и написание текста для лендинга» или «Создание дизайна сайта и адаптация его под мобильные устройства».
4. Если вы можете привести измеримые (это важно!) результаты, их обязательно стоит добавить: «Этот текст увеличил конверсию на 20%» или «После обновления дизайна продажи выросли на 15%».
Если же похвастаться рабочими кейсами вы не можете, но, например, пишете художественные тексты или рисуете для души, — пожалуйста, не надо включать это в портфолио. Работодателю важно увидеть, что его будущий сотрудник умеет решать бизнес-задачи, а творчество его заинтересует вряд ли — лучше оставить его для друзей или поклонников.

5. Если у вас нет опыта работы, лучше добавьте в портфолио учебные проекты, например поставьте задачу самому себе и напишите текст; или разработайте дизайн сайта для реально существующего (или даже вымышленного) бренда. Обязательно укажите, что это учебный кейс.
6. Добавьте в портфолио отзывы на свою работу, если они есть. Необязательно от работодателей — коллеги тоже могут профессионально оценить чужой труд.
7. Не забывайте регулярно добавлять в свое портфолио новые кейсы и удалять старые, которые вы уже «переросли». Причем предпочтительнее, если в самом начале будут либо лучшие, либо самые свежие работы — в общем, то, чем хочется похвастаться в первую очередь.
Помните: создание портфолио — это не про идеальность, а про ясность и понятность. Не бойтесь начинать с малого: даже пара страничек в «Google Документах» могут стать мощным инструментом для поиска работы. Главное — показать потенциальному нанимателю, что вы умеете делать и как именно можете быть полезны компании, в которую хотите трудоустроиться.
Подготовлено по книге «Норм работа».
Где купить: