После сорока лет многие сталкиваются с кризисом. В рекламных подборках на смену ярким нарядам, крутым авто и экстремальному отдыху появляются предложения пройти чекап, заняться здоровьем и улучшить внешний вид. Общество словно намекает: ты должен быть работоспособным, ухоженным, гибким.
В российской реальности человек за сорок — почти мамонт. Его сложно перестроить, он все чаще думает, что «раньше было лучше», и все меньше верит в то, что впереди ждет что-то хорошее.
Я из поколения Х. И чтобы не стать музейным экспонатом, нашла для себя спасение: учиться. Постоянно. Когда снова села за парту — пусть и виртуальную — взгляд на возраст, на время и на себя изменился. Все стало иначе.

Ольга Трошина,
выпускница курса
«Текст как инструмент»
Плюсы осознанного обучения
В детстве и юности мы учимся потому, что «так надо». Учебная программа диктует, какие предметы изучать и в каком формате. Это нормально — школа и университет дают базу, фундамент, на котором потом можно строить свое здание знаний. Но выбирать — что именно изучать, зачем и у кого — тогда почти невозможно.
И только с возрастом приходит настоящее удовольствие от учебы. Можно самому решать, чему учиться, где и в каком формате. Когда есть внутренняя мотивация и ресурсы, открывается другой мир — осознанный, желанный, наполненный открытиями.
Я всегда мечтала быть писателем, иметь печатную машинку. Часто представляла себя такой вдохновленной, с чашкой чая и музой за плечом. Казалось, стоит только начать — и под стук клавиш появятся строки будущего бестселлера.

О своей мечте я вспомнила накануне сорокалетия. К тому моменту прошла уже одиннадцать курсов по повышению квалификации. Двенадцатым стал курс «Текст как инструмент» от МИФа — и именно он был для меня переломным. Я впервые почувствовала не только пользу, но и настоящее наслаждение от учебы.
Потому что поменялись установки: захотелось учиться для себя.
Новые установки
1. «Здесь и сейчас». Когда учишься осознанно, буквально пропускаешь знания через себя, почти каждый тезис моментально находит свое место в копилке опыта. Инструменты и лайфхаки можно применять сразу — а не через годы. Все уже есть: подходящая среда, ресурсы, свобода выбора.
2. «Сработает ли?». С возрастом внутри включается четкий фильтр: сработает, пригодится, даст ли эффект? И если ответ — «да», включаешься мгновенно: «Вот бы знать это раньше» или «Надо попробовать». Опыт помогает отбрасывать ненужное и сразу видеть практическую пользу.
3. «Осознаю сей факт». Обретенная за годы экспертность позволяет воспринимать новое не на веру, а через понимание. Такой подход помогает быстрее структурировать знания и глубже их усваивать.
4. «Мне это нужно». Когда ясно понимаешь, зачем тебе информация, она запоминается в разы быстрее. Да, зубрежка бывает, но это уже другой уровень — как если бы вы учили номер банковского счета, на котором лежит миллион.

5. «Абсолютное право на ошибку». Самостоятельно выбирая форму обучения, ты отвечаешь за результат только перед собой. Уже нет страха получить двойку и нет переживаний, что сказать родителям, когда бросаешь ВУЗ. Ты учишься только для себя. Это дает ощущение погружения в предмет вместо борьбы за оценки. Теперь ошибаться не только можно, но и нужно.
6. «Не зашло». Если курс не откликается — его можно оставить и идти дальше без чувства вины. Начинать можно столько раз, сколько хочется.
7. «Раньше было легче». Легкомысленно предполагать, что учится после 40 легко. Напротив, это постоянное жонглирование временем, фактами, приоритетами в попытке найти баланс между «хочу» и «надо». Обучение в зрелом возрасте требует колоссальной отдачи и осознанности.
Почему нельзя прекращать учится, даже если очень сложно
При всех сложностях учеба после сорока — это инвестиция в свое «завтра». Мир меняется слишком быстро, и чтобы быть конкурентоспособным, приходится постоянно обновлять знания и навыки. Каждое новое открытие — это шанс для мозга оставаться гибким: формируются новые нейронные связи, улучшается память, дольше сохраняется ясность мышления.

Если есть желание, понимание зачем и немного ресурсов — можно открыть для себя новую сторону жизни, на которую раньше не хватало ни времени, ни сил. Учиться после сорока непросто, но это того стоит.
Статья написана после обучения на курсе «Текст как инструмент». Если хотите учиться с нами — записывайтесь на этой странице.
Обложка статьи: из личного архива автора.