Что могут поведать о северной столице ее кладбища? Многое. В них, будто в зеркале, отразилась вся его история: тяготы при постройке, политический сыск XVIII века, эпидемии и стихийные бедствия, сосуществование разных религий — и революция.
Что такое «голубцы» и адамовы головы«? Как связаны некрополи и Медный всадник? И можно ли посмотреть на все эти следы «давно ушедших дней» сегодня?
Бумажная книга Электронная книга
«Недоставало только оркестра да цыган…»
Трудно поверить, что в чопорной царской России кладбища могли стать местом народных гуляний — шумных, веселых, с бойкой торговлей и обильными возлияниями. Но так и было! Вот, например, воспоминания современника о Смоленском кладбище:
«Не было ни одного печального лица; все перегоняли друг друга, все спешили как на званый пир, и у каждого было угощенье под рукой».
Смоленское кладбище 28 июля (рисунок с натуры Н. С. Негадаева, гравюра К. Вейермана, 1872)
С «угощениями» пытались бороться, особенно на иноверческих некрополях. Суровый смотритель лютеранского кладбища, «даже простер свою ревность до отбирания принесенных снедей и напитков». Но успеха это не принесло. Ведь кладбища, в конце-то концов, — не для мертвых, а для живых.
Наводнение, холера и революция
Потрясений в истории Петербурга было немало — и кладбища всякий раз становились их «активными участниками». Взять хоть знаменитое наводнение 1824 года. Вот что о нем писал Николай Тургенев: «…на 12 верст около Петербурга простиралось наводнение… гробы с телами мертвых, подмытые водою на Волковом кладбище, плавали по улицам».
Жуть, не правда ли?
Спустя семь лет после этого наводнения разразилась эпидемия холеры — которая тоже сказалась на некрополях: чтобы не допустить распространения болезни, власти организовывали особые, «холерные» кладбища, которыми заведовала полиция. По окончании бедствия они были закрыты — за одним исключением: это кладбище за Балтийским вокзалом, сегодня оно называется Митрофаньевским.
Что еще?
Автор книги — создательница просветительского проекта whatiscemetery. Поэтому ее работа — это труд энтузиаста, который сам заражает энтузиазмом: от фотографий кладбищ и старинных надгробий веет торжественным покоем, а дневники современников напоминают, что кладбища — это часть истории, самой жизни города.
Вот что еще вы найдете под обложкой:
- Кого и почему хоронили в железных колодках
- Всё о надгробных сооружениях от известняковых плит до эффигий
- Что такое «кладбищенский период»
- Как в Советском союзе экспериментировали с кремацией
- Где покоятся знаменитости Петербурга: от Тютчева до Римского-Корсакова
- Каталоги надгробных сооружений — сколько стоили ангелы № 45, 46 и 47
- Какого цвета для обивки гробов считались «христианскими»
Кладбища — это своеобразные окна в прошлое. Капсулы времени, хранящие в себе судьбы давно ушедших людей. Они соединяют прошлое, настоящее — а иногда даже будущее. Кладбища могут быть бесконечно интересными — нужен лишь хороший проводник.
P. S. Если хотите прикоснуться к чему-то столь же прекрасно-культурному, но менее траурному, то подписывайтесь на нашу профильную рассылку — и сможете первыми узнавать о новинках и получать скидки.
Заказать: