В МИФе выходят разные книги (и даже целые серии) с иллюстрациями на обложках от современных художников. Часто такие обложки называют «анимешными». Но так ли это? Чтобы разобраться, поговорили с коллегами из МИФа и с художницей Верой Голосовой — о стилях и современной иллюстрации. Делимся тем, что узнали.
Стиль «аниме»: существует или нет
Японская анимация, которую принято называть «аниме», включает в себя различные стили, порой заметно отличающиеся друг от друга. Хотя, конечно, общие черты присутствуют и мы можем их подметить, в целом такого единого стиля, как «аниме», не существует. Более того, исторически японская анимация опирается как на традиционное японское искусство, так и на мировой опыт. Например, Хаяо Миядзаки в своем мультфильме «Ветер крепчает» использовал как референсы картины Левитана.
Слева: картина Исаака Левитана «Вечерний звон» (1892). Справа: кадр из мультфильма Хаяо Миядзаки «Ветер крепчает» (2013). Из материалов лектория «Феномен Японии».
«Что касается обложек МИФа, то большая их часть (около 95%) не относится к так называемому стилю „аниме“, — рассказывает Ольга Киселева, руководитель редакционных групп МИФа. — Это достаточно важно для нас. И именно в этом кроется ответ на вопрос, почему МИФ стал делать такие обложки. Для нас важна работа с молодыми современными иллюстраторами. Они работают в разных стилях и создают потрясающие иллюстрации. Несмотря на свой молодой возраст, эти художники пользуются успехом не только в России, но и за границей: их работы заказывают представители различных издательств и компаний по всему миру».
В России невероятно богатая история иллюстрации, и художники книг МИФа владеют самыми разными стилями. В их работах можно найти отсылки к известным направлениям и иллюстраторам, например: к модерну, Билибину, прерафаэлитам, московской гравюре — и все это переработано и переосмыслено, привнесено новое. Среди работ иллюстраторов можно найти, например, графику с использованием принтов, полиграфические техники (линогравюры).
В цифровой живописи на обложках тоже видно разнообразие стилей: здесь есть элементы живописи и реализма, работа с мазками и пятнами, напоминающая импрессионистскую технику (например, на обложке «Вишневого сада»), а также тонкие линии и орнаментальная работа. Как видно на иллюстрации ниже — спектр стилей очень велик.
Книги МИФа в оформлении современных художников.
Цифровая живопись чаще всего появляется в серии классики «Вечные истории. Young Adult». Вот что рассказывает об иллюстраторах, которые работают над обложками для этой серии, художница и леттерер Вера Голосова: «Это самобытные и яркие профессионалы, чей стиль сочетает в себе много направлений. Если отринуть стереотипы, то к работам современных художниц можно относится с любопытством. Ведь это талантливые люди, которые приложили огромные усилия, чтобы выкристаллизовать свой стиль. Например, „Эмму“ от Cactusute сложно назвать анимешной — да, здесь присутствуют яркие цвета и чуть увеличенные глаза у героини, но на этом анимешность заканчивается и начинается уникальность художницы».
Роман Джейн Остен «Эмма» с иллюстрациями на обложке и форзацах от Cactusute.
Наш глаз, в отличие от глаза художника или дизайнера, не всегда может точно сформулировать особенности стиля, но они различаются. Поэтому мы часто обобщаем такие работы, называя их современными иллюстрациями, ведь они отличаются от тех, к которым мы привыкли за последние десятилетие-два.
«Мне кажется, это безумно интересно — рассматривать работы на обложках и анализировать, чем они на самом деле отличаются, даже если на первый взгляд кажется, что в них есть что-то общее, — делится Ольга Киселева.
Ольга предложила упражнение для развития насмотренности: сравните разные обложки и ответьте на вопрос, в чем их сходство и различие. Кстати, эта практика может очень пригодиться редакторам. Например, посмотрите на обложки таких книг из серии «Вечные истории. Young Adult», как «Вишневый сад» с иллюстрацией на lewisite, «Призраки» в оформлении Винсенты, «Эмму» с иллюстрацией Cactusute и «Мастер и Маргарита» с иллюстрацией Renibet. Если рассматривать детали, то можно заметить, что обложки на самом деле совершенно не похожи друг на друга по стилю.
Современная иллюстрация как тренд
Тренд на современную иллюстрацию действительно присутствует, и он связан с тем, что молодая аудитория (примерно до 35 лет, но может быть и старше) начинает ассоциировать визуальные элементы с тем, что они любят. И эта аудитория активно покупает книги. Поэтому не только МИФ, но и множество издательств, занимающихся выпуском литературы для молодежи, ориентируются на современную иллюстрацию.
«Книги с современными иллюстрациями предлагают читателю окунуться в магию истории, а не просто ознакомиться с программным текстом, — рассказывает Вера Голосова, художница и леттерер. — Причем речь может идти как о читателях школьного возраста, так и о взрослых, которые в юности читали классику из необходимости, а сейчас разрешают себе заново познакомиться с произведением и насладиться чтением».
Мы получаем много писем и обратной связи от молодых людей, включая школьников и студентов, которые отмечают, что начали читать классику, увидев привлекательные обложки. Они поняли, что эти книги могут быть интересными для них, а не слишком серьезными и требующими многолетней подготовки для чтения.
Вот лишь пара примеров отзывов о книгах из серии «Вечная истории. Young Adult»:
Лика: «Раньше из классики читала только то, что проходили по школьной программе, и то не все произведения, а какие прям зацепят по описанию. Но благодаря вашему оформлению хочется прочитать книгу даже не зная, что там за произведение. Честно говоря, я никогда раньше не читала сборник „Упырь. Семья вурдалака“, но, когда купила произведение в вашем оформлении, решила прочитать».
Сборник готических повестей Алексея Толстого «Упырь» с обложкой от Iren Horrors.
Dashulyaame: «Какое же у МИФа прекрасное оформление классики, которым хочется любоваться. Во время чтения, когда дохожу до момента, которым вдохновился художник для обложки, я обязательно делаю паузу и рассматриваю иллюстрацию. Это очень помогает полностью погрузиться в повествование и проникнуться сюжетом».
Также, кроме классической литературы для взрослой аудитории, мы запустили серию детских книг в оформлении от современных иллюстраторов — «Внеклассное чтение». В нее входят лучшие художественные произведения из программы начальной и средней школы, все тексты печатаются без сокращений и удобным шрифтом. Современное оформление этих книг помогает по-новому взглянуть на героев историй.
Книги из серии «Внеклассное чтение».
Сейчас визуальная составляющая — это ключ к сердцу потенциального читателя. Тиражи также показывают, что книги, в которых вдумчиво сделаны иллюстрации, продаются хорошо и действительно нравятся аудитории. Зная, что читатели чтят красоту во всем, мы издаем книги, которые соответствуют пониманию эстетики как ценности.
Если вы хотите «рисовать» книги, то зовем на курс «Книжный иллюстратор». Вы узнаете об особенностях книжной иллюстрации (развороты, форзацы, психология обложки), о взаимодействии с автором, личном бренде, самопродвижении и авторских правах. Поймете, как превратить книгу в арт-объект. И конечно, будете практиковаться и учиться на примерах и реальных кейсах. Стартуем уже в марте 2025 года.