«Мелодия для короля» — фэнтези о судьбоносной встрече, полное дворцовых интриг, семейных тайн, легенд и ярмарочного веселья. Захватывающую книгу написал Макс Ленски, а художница Джо Котляр оживила образы героев в великолепных иллюстрациях. Поговорили с автором об идеи и героях истории и работе над рукописью, а также узнали, как выглядели персонажи на первых концепт-артах.
— Что вас вдохновило на написание книги? Как появилась идея истории?
«Мелодия для короля» родилась из комикса. Однажды в ночи мне написала Джо Котляр и сказала, что хочет нарисовать комикс про эпоху Возрождения, дворцовые перевороты, но при этом фэнтези и чтобы все были в рюшечках и вышивках. Однако придумывать историю и персонажей у нее не было ни сил, ни времени. Дальше все как в тумане: очухиваюсь в два часа ночи за включенным ноутбуком, читаю об эпохе Возрождения на Википедии, передо мной лист с заметками, набросками сюжета и продуманными от и до персонажами.
Уже на следующий день Джо принесла мне концепт-арты. Я сделал сценарий короткого комикса, описывающего буквально пару дней Реми и Микеля, а Джо начала его отрисовывать — у нас даже есть несколько первых страниц. Но потом ее завалили заказами. И спустя примерно месяц она предложила мне переработать историю в книгу, потому что на иллюстрации у нее будет время, а на комикс уже нет.
Когда я сел перерабатывать сценарий, сразу понял, что история слишком короткая и поверхностная. Это хорошо для комикса, но для книги катастрофа. Так в нее влились дополнительные персонажи, более глубокие и разнообразные отношения, сюжетные повороты и, конечно, ярмарка.
А еще Джо хотела историю про вампиров. Но я почитал, что викторианские вампиры — это слишком банально, таких историй много. А вот про шелки катастрофически мало, так что я решил добавить в кровь Микеля щепотку экзотики.
Первые концепт-арты персонажей: слева — Элизабет и Антуан, посередине — Микель и Генри, справа — Реми.
— Расскажите, о чем эта история для вас?
В первую очередь это книга о свободе во всех ее смыслах и проявлениях. Об умении доверять и полагаться на других. Об ответственности и желании оправдывать чужие ожидания. Можно сказать, что «Мелодия» в некотором смысле роман-взросление. Хотя главным героям больше 20 лет, они все еще мальчишки, у которых, по сути, не было нормального детства. И теперь они дурачатся, влипают в неприятности и ищут себя.
— Кто ваш любимый герой и почему?
Любимый герой — Мальтруй. Он вобрал в себя образы всех виденных мною обаятельных хитрецов, сказочников и путешественников, и в первую очередь мне хотелось, чтобы он был похож на Ходжу Насреддина, которого я люблю всем сердцем.
Еще я подарил некоторые свои черты Микелю. Например, его страхи — это прямая проработка моих собственных страхов. Почти всегда он поступает так, как я бы поступил. Остальные герои живут своей жизнью и иногда говорят такие вещи, которые мне кажутся дикими, но с их характерами они бы именно так и сказали. Также люблю мать Реми, королеву Шарлис. Думаю, многие читатели узнают в ней себя.
— Как вы писали книгу? Какие жизненные обстоятельства вас вдохновляли или, наоборот, мешали?
Идея истории пришла к нам с Джо 17 мая 2020 года, а превратить ее в роман мы решили в начале июля. Первые главы шли весело-задорно на даче у подруги, в окружении спелых ягод и яркого солнца. У меня получалось выкладывать в сеть 2–3 главы в неделю, и это было хорошо и приятно. На сайте, где публиковалась история, есть кнопочка «Жду продолжения» и можно выставлять количество людей, которые должны нажать на нее, чтобы появилась следующая глава. В самом начале я поставил 3 человека, а уже через пару недель количество ждущих перевалило за 20. Это, конечно, здорово вдохновляло и мотивировало писать быстрее. Также я безумно благодарен читателям, которые оставляли комментарии, строили теории, находили нестыковки и сюжетные дыры. Благодаря им я лучше стал понимать свою аудиторию и своих персонажей. Конечно, меня сильно поддерживала Джо: она читала всю историю онгоингом и по каждой второй главе рисовала скетчи с ребятами.
Костяк сюжета был прописан с самого начала, еще на этапе «давай придумаем комикс». Но когда я начал переделывать сценарий комикса в книгу, то понял, что на косточках сильно не хватает мяса. Так постепенно появились Мальтруй и Шарлис, история с шелки, фьютии, легенды и вьевии, ярмарка и старый учитель. А еще появилась песня.
Когда оставалось дописать всего несколько последних глав, умер мой самый близкий человек. Поэтому все мое творчество остановилось, почти полгода я не мог себя заставить дописать финал. А потом случилось сразу несколько событий, повлиявших на всю книжную индустрию, которые тоже здорово ударили по желанию что-либо доделывать. Весной 2023 года я устроился на новую работу, в которую сразу влюбился, и потому отдал ей все свое время. В итоге последние главы удалось дописать аж во время первого отпуска — буквально в новогоднюю ночь.
Редактурой мы занимались параллельно с дописыванием последних глав. И вот что я понял: никогда больше не буду отдавать в издательство книгу, пока не допишу ее всю до конца, не отредактирую сам, не перечитаю минимум три раза от начала до конца. Чтобы после всего с чистой совестью отдать в руки редактору и корректору. Мой редактор Маша, конечно, настоящий герой. Она пережила и вытерпела все мои страдания, да еще и успокаивала постоянно.
— На ваш взгляд, каким читателям будет интересна книга?
Любителям приключений, романов-взрослений. Тем, кто устал и хочет отдохнуть. Книга очень легкая, динамичная, комфортная. Идеально подходит для того, чтобы расслабиться и выкинуть из головы все тревоги.
Внутри — черно-белые иллюстрации Джо Котляр.
— Расскажите о себе: как стали писателем, о чем мечтали в детстве?
Я пишу рассказы с тех пор, как научился писать, то есть лет с пяти. В детстве мы с сестрами писали рассказы-по-предложению, истории про героев фильмов и книг, когда еще не знали, что такое фанфики. Я переделывал песни и записывал сны, разбавляя их придуманными подробностями. Все это стопками хранится у родителей на чердаке. Что я только не писал на заказ: стихи, песни, статьи в Дзен, сценарии игр, визуальных новелл, сценок для косплееров, праздников, квестов и даже шоу мыльных пузырей. У меня есть мюзикл «Книга стихий», который иногда показывают в Москве.
— Расскажите самый интересный факт о себе.
Не знаю, что самое интересное. Вот несколько фактов:
- Я глава широко известного в узких кругах косбенда Itami no zetsubou, состоящего из 200+ человек из разных городов и стран.
- Люблю людей, хороших и разных, безумный экстраверт, постоянно с кем-то знакомлюсь, тащу всех в гости, знакомлю между собой, нахожу людям работу, друзей, вещи, развлечения.
- Каждую ночь, без исключений, мне снятся цветные интересные сюжетные сны. И, просыпаясь утром, я их помню.
- Учился в школе, где учились Евгений Шварц и Лия Ахеджакова.
- Все, что пишу, я пишу сначала ручкой на бумаге и только потом перепечатываю в ноутбук.
- Я классно лазаю по деревьям и обожаю высоту! Американские горки — ван лав!
— Что посоветуете молодым писателям? Как написать книгу и научиться писать?
Для начала читать много литературы разных жанров. Расширять кругозор, знакомиться с разными людьми, стараться быть внимательными. Запоминать и записывать все, что понравится. Существует море классных книг для писателей и сценаристов, я бы их посоветовал прочитать тоже — для расширения кругозора и общего понимания. Это не значит, что надо все делать по четким правилам, планам и схемам. Это означает, что классно знать правила, чтобы грамотно их нарушать.
Фото из личного архива Макса Ленски.
— Как вы попали в издательство?
Мою книгу предложила в издательство Джо Котляр. Книгу сразу взяли в работу, не смотря на то, что она была еще не дописана. И уже позже я узнал, что еще пара издательств следила за ней и ждала, когда я ее допишу, чтобы предложить сотрудничество.
— Какие чувства испытали, когда МИФ вам написал?
Не поверил. Я стесняюсь публичных выступлений, у меня много страхов и переживаний. Думаю, у каждого автора, который издает свою первую книгу, есть это чувство: что произошла какая-то ошибка, что сейчас издатели поймут, что не хотят издавать книгу, все отменят и исчезнут. Что-то обязательно пойдет не так, и ничего не получится.
— Что вам понравилось в работе с издательством?
МИФ во всем идет навстречу. Я очень переживал, что мне поменяют художника, а я не мог этого допустить, потому что без нее не было бы этой книги. Мой редактор очень старался, был максимально вежлив и тактичен, всегда спрашивал мое мнение. Где-то у меня не хватило времени что-то проконтролировать, и я рад, что смог во многом довериться и положиться на опыт редактора.
— О чем вам хочется написать в будущем?
Сейчас работаю над «Тутовником». Чуть выдохну и засяду его расширять, доводить до ума. После него, скорее всего, соберу все, что есть по «Книге стихий» и попробую тоже оформить в книгу. А дальше будут «Истоки магии». Такой вот план.
Где заказать книгу «Мелодия для короля»