Книги Проза Остросюжетная проза Молодёжная литература Современная зарубежная литература Классическая литература Интеллектуальная проза Романы взросления Детство Художественная литература для детей Научно-познавательные книги для детей KUMON Чевостик Развитие и обучение детей Досуг и творчество детей Книги для подростков Для родителей Комиксы для детей Детское творчество Умные книжки Подготовка к школе Необычный формат Подарочные Психология Популярная психология Стресс и эмоции Любовь и отношения Осознанность и медитация Книги для родителей Быть подростком Защита от токсичности Бизнес Аудиокниги Менеджмент Продажи Истории успеха Развитие сотрудников Предпринимателю Управление компанией Стратегия Управление проектами Переговоры Публичные выступления HR Российский бизнес IT Культура Автофикшн и биографии Серия «Таро МИФ» Серия «Мифы от и до» Подарочные книги Культурные истории, страноведение Искусство и архитектура Театр и кино, музыка, литература Серия «Главное в истории» Саморазвитие Спокойствие и душевное равновесие Аудиокниги Мечты и цели Мотивация Мозг и интеллект Продуктивность Психология Общение Сила воли Тайм-менеджмент Деньги Обучение Выбор профессии Принятие решений Осознанность Лайфстайл Современная магия Дом и сад Кулинария Велнес, красота, мода Творчество Вдохновение и мотивация Handmade и творческий бизнес Рисование для начинающих Рисование для продолжающих Леттеринг и каллиграфия Писательство Фотомастерская Активити для взрослых Легендарная серия Барбары Шер Психология творчества Дизайн Развитие творчества Творческий бизнес Визуальное мышление Творческое мышление МАК МИФ Комиксы Детские комиксы Взрослые комиксы Молодежные комиксы Серии Познавательные комиксы Здоровье и медицина Правильное питание Спорт Долголетие Бег Фитнес Медитация Здоровый сон Диеты Научпоп Физика Математика Экономика Здоровье и медицина Мышление и психология Технологии Подарочные книги Искусство, культура и путешествия Для детей Работа и бизнес Для души и уюта Захватывающие истории Время для себя Маркетинг Маркетинг и брендинг Генерация идей Копирайтинг, блогинг, СМИ Серия «Думай иначе» Настольные игры Курсы и мероприятия «Книжные» профессии Душа, ум и тело Карьера и бизнес Лектории Практикумы: hard skills Бесплатно Курсы месяца Получить профессию Все курсы Для бизнеса Электронная библиотека Офисная библиотека Детские подарки Подарки партнерам Продвижение бренда Курсы для компаний Издать книгу Издательство Работа у нас Логотип Предложить книгу Об издательстве Авторам Вопросы и ответы Контактная информация Блоги Блог МИФа Психология и саморазвитие Творчество Проза Кругозор Книжный клуб МИФа Комиксы Бизнес-блог Бизнесхак и маркетинг Формула менеджмента Саморазвитие Корпоративная культура Опыт МИФа Обзоры книг Папамамам Развитие ребенка Психология Вот так книга! Искусство учиться
Проза
Стимпанк, цикл о Габене, тайны и поиск приключений. Интервью с Владимиром Ториным
30 октября

Анна Жамьянова
Анна Жамьянова

В печатном номере журнала «Мир фантастики» № 248 (июль 2024 года) вышло интервью с Владимиром Ториным — автором книг «Птицы» и «Мое пост-имаго» и соавторов бестселлера «Мистер Вечный Канун». Для тех, кто не читал статью в журнале, публикуем разговор с писателем — об идеях книг, стимпанке, мире Габена и писательстве.

— Владимир, что сподвигло вас стать писателем? И почему именно фантастом? Или вы себя фантастом не считаете?

Конечно, считаю. Так или иначе я пишу о фантастическом. Лично мне всегда казалось, что в жизни не хватает чего-то необычного, чего-то такого, к чему человечество еще не пришло или чего-то (кого-то), что не пришло в гости к человечеству. Меня всегда интересовали мифология и сказочность, и по мере сил я пытаюсь привнести такую сказочность в свои истории. «А что, если бы существовало целое море, сплошь покрытое толстым слоем пыли?», «А что, если бы блохи были размером с вашу собаку?», «А что…» Если вы задаетесь такими вопросами в своих книгах, вы — фантаст.

Сподвигло меня стать фантастом желание пришить к реальности чуть больше необычного, причудливого и, возможно, потустороннего.

— Кто был вашими условными «учителями» на ниве литературы, кто из авторов фантастики (или других жанров) повлиял на вас и ваше творчество?

Достаточное влияние на меня оказали те, кого я читал в детстве, например Жюль Верн и Конан Дойл. Невероятные изобретения, экспедиции в дальние страны, разгадывание загадок. Мрачность в меня привнесли Эдгар По и Говард Лавкрафт, любовь к странному — Льюис Кэрролл. Но сильнее всего, я думаю, влияние оказала Энид Блайтон с ее циклом «Пять юных сыщиков и верный пес» — именно благодаря этому в мрачном и темном Габене парадоксальным образом ощущается некий уют.

— В ваших книгах есть сильные элементы хоррора. А как бы вы сами определили жанровую принадлежность ваших историй? Что за книги пишет Владимир Торин?

Иногда в шутку я говорю, что мои книги — это ламповый жанр, истории в духе старых добрых книг. В первую очередь это истории о тайнах. Наблюдая за доктором Доу, его племянником Джаспером или Полли Трикк, вы ввязываетесь в расследование, постепенно узнаете тайны жителей города Габен. Чаще всего это детектив. В некоторых романах, как поджанр, есть элементы хоррора, в других — удалой авантюризм, в третьих — криптология. Иногда бывает, что и все вместе. На самом деле Габен довольно разнообразен. Одна история может быть весьма и весьма мрачной, а другая — легкой и светлой. Иногда даже (ходят слухи) случаются хэппи-энды.

Общий стиль — это стимпанк. Основной жанр — городское фэнтези. А дальше каждая история уже в своем под-поджанре. В Габене есть даже два святочных рассказа: «Кое-что о лампочках и деревьях» и «Мистер Ворончик». Габен разный.

— Какие темы вы бы назвали ключевыми в вашем творчестве? Каковы основные идеи ваших произведений?

Изначально это поиск приключений. То, что, как мне кажется, в нашем современном технологичном мире почти исчезло. Когда на карте есть белые пятна, ты берешь компас, собираешь рюкзак и отправляешься в путь. Старые добрые приключения. Полные опасностей экзотические места, экспедиции туда, куда еще не ступала нога человека. И тайны. Коды, шифры, заговоры, тайные организации. Но если говорить в целом, основная идея этих историй — это поиск чего-то светлого в самых темных местах и обстоятельствах.

Иногда таким источником света, сам того не осознавая, становится человек.

— Можете рассказать о процессе создания новой истории? Например, начинается ли все с мира, героев или с конкретного конфликта? Есть ли готовая схема, прежде чем вы начнете писать?

К каждой истории свой подход. Взять, к примеру, габенский цикл. Там все связано, и кажущиеся на первый взгляд фоновые события одной истории могут стать центральным конфликтом в другой. Второстепенный персонаж одного романа становится главным действующим лицом другого. Истории связываются и переплетаются еще плотнее. И таким образом из одних историй вырастают следующие, которые, уже в свою очередь, развивают и усложняют предыдущие.


В мрачном городе Габен происходят события книги «Моё Пост-Имаго».

При этом есть ключевые «узловые» истории. Как это работает? Взять тот же роман «Тайна дома № 12 на улице Флоретт». Помимо собственного сюжета, в нем задаются и другие — события, лишь косвенно влияющие на общую тайну романа, но в то же время это или тайны, разворачивающиеся параллельно, или предпосылки к новым историям, или «заполнение некоторых пробелов» из того, что было до. Здесь мы узнаем, что, во-первых, полиция слишком занята, чтобы помогать героям. Чем именно она занята — это сюжет истории «Няня из Чайнаботтам». Во-вторых, злодей в процессе своего поиска и противостояния с героями добывает нужную ему вещь. Какую именно вещь — это сюжет «Мухи и мухоловки». В-третьих, в итоге всех событий один из героев переосмысливает свою жизнь и находит для себя новое занятие — это отправная точка для целого подцикла про Зубную Фею. Если кратко: схему создают сами истории.

— Расскажите о рождении габенского мира. С чего все началось? И чем продолжится?

Истории про город Габен начались с пьес и номеров, которые ставил наш театр-кабаре. Первыми были «Молчание Сабрины» и «Нищие города Габен». Именно они задали общий тон всему, что происходило дальше. Однажды некоторые истории из пьес переросли в романы. К примеру, в «Молчании Сабрины» по-прежнему не тома или части, а «действия».

История Габена медленно, постепенно, маленькими шажочками выстраивает общую картину. Это действительно большая вселенная — персонажи требуют рассказать их истории. Этим я и занимаюсь. Идет процесс…

— Есть ли в габенской серии какой-то порядок чтения? Насколько сильно связаны между собой ваши произведения?

Как я уже говорил, эти истории тесно переплетены друг с другом. Самое интересное, что большинство из них могут читаться отдельно, в отрыве от цикла и условно в любом порядке. И все же для полного погружения я бы советовал читать их последовательно. Все же это так называемый «роман-с-продолжением». Габен — это одна большая история.

Можно четко вывести три (на данный момент) основных подцикла: таймлайн доктора Доу, таймлайн Зубной Феи и историю злоключений живой куклы «Молчание Сабрины».

Схема с порядком чтения и связей между историями существует. В ней обозначены все рассказы, повести и романы, входящие в цикл «…из Габена». Также там указано, какие истории завершены, а какие только в процессе.


Порядок чтения цикла Владимира Торина «…из Габена». Иллюстрация от автора.

— Ваши персонажи очень разные, часто необычные и слишком часто крайне неприятные. Как вы их придумываете?

Я стараюсь не брать за основу реально существующих людей. Мои персонажи — это образы, подчиненные вселенной, в которой они живут. Это довольно неприятные места, и, соответственно, населяющие их персонажи им под стать.

На самом деле у меня, как и в жизни, просто есть вещи, которые неприятно наблюдать — зачастую я пишу об «изнанке» или обочине общественной жизни, поэтому создается впечатление, что все кругом злодеи. Хотя это лишь чувства и эмоции, которые в той или иной степени могут быть в каждом. Это сказочный мир, а я работаю с гротеском. Например, если описываю сиротский приют, троп «злой воспитатель» в нем будет, возможно, усилен, в чем-то доведен до крайности и карикатурности. Мне нравятся экспрессивные и экстравагантные образы. А потом я читаю какую-нибудь новость или узнаю что-то, произошедшее на самом деле, и начинаю задумываться: «А существует ли вообще гротеск?»

— Ваши книги пропитаны атмосферой и приметами стимпанка. Что вас к этому подтолкнуло и почему нравится именно этот стиль/жанр?

Это и есть стимпанк. Мое видение этого стиля. Мир невероятных или полузабытых технологий, устаревшая мода, странности и нелепости истории. Стимпанк — это невероятный источник идей и мыслей. Альтернативные пути развития человечества. Но и не стоит забывать, что он упакован в изящную обертку мод былого, канувших в небытие манер и порядков. Не последнюю роль играет и антуражность: она притягательна и таинственна.

Те, кто знаком с жанром лишь косвенно, думают, что это просто дирижабли и джентльмены в цилиндрах. Все немного сложнее. На самом деле это то, куда летит дирижабль, и то, что происходит в голове джентльмена в цилиндре.

— Вы мизантроп? Уж больно мрачная атмосфера у ваших книг, во многих из которых царит зима или промозглая осень. Как в реале, так и по настроению. Или это такая маска? А на самом деле вы весельчак и оптимист?

Я весельчак-мизантроп. Шутка. Как уже ответил выше, я пишу о довольно мрачных местах, при этом мне, как читателю собственных историй, требуется максимальное погружение, достоверность мизансцены.

Фон не менее важен, чем сюжет. У меня он является фундаментом истории.

Мне нравится готика, я пишу про безумных гениев, жутких монстров, и они вплетены в свое окружение так, что и не вырвать клещами. Жаркое лето, пляж и крики торговца «Ку-куруза-а-а! Холодный каркаде!» — это не слишком характерная обстановка для хтонических тварей и изобретателей жутких механизмов. Как по мне, им больше подходит ночь, ветер, буря, промозглая осень. Но это не просто осень. Это «осень с акцентами». Акценты выстраивают не только определенную атмосферу, а точечно создают тон и настроение. Ну, и я сам по себе «осенний человек».

— Каким вы представляете вашего читателя?

Мой читатель — это человек, которому не хватает приключений, который любит тайны и загадки. Также это внимательный читатель, чтобы находить все запрятанные в книгах «крючки». Этого читателя не смущает обилие сюжетных линий, нелинейный сюжет и (как оказалось, это существенная проблема) то, что книга не одиночка.

В идеале еще у моего читателя не возникает отторжения от мрачных подробностей и черного юмора. Еще, пока никто не слышит, по-секрету добавлю: мой читатель терпелив — временами истории заканчиваются клиффхэнгерами, а продолжение я пишу небыстро.

— Многие книги написаны вами совместно с Олегом Яковлевым. Банальный вопрос: как вы пишете вдвоем?

У нас нет разделения труда или персонажей, за которых каждый из нас в ответе. Мое мнение, что книга, написанная разными людьми, выходит более целостной, если соавторы вместе пишут именно книгу, а не прописывают каждый «своего» персонажа. У нас в целом схожая стилистика, но при этом мы вместе как пишем, так и редактируем текст, поэтому в итоге часто нельзя сказать, кто именно из нас написал тот или иной отрывок.

Единственное, когда мы начинали работать вместе году в 2005–2006, я все же привносил больше мрачности в истории, но Олег был быстро заражен.


Дилогия «Мистер Вечный Канун» написана в соавторстве с Олегом Яковлевым.

— Какая из ваших книг вам нравится больше всего? А какую хотелось бы забыть как страшный сон?

Любимой истории нет. Мне нравятся все мои книги — по разным причинам. В первую очередь я пишу их для себя. Было бы странно, если бы они мне при этом не нравились. В таком случае возникает вопрос: зачем я для себя написал книгу, которая мне не нравится? Возможно, самые первые фэнтези-книги меня смущают своей наивностью и морально устаревшим пафосом, когда герой сражается в одиночку против сонмов врагов. Но все это были этапы становления. К тому же спустя годы ничто не мешает мне исправить вещи, которые мне не нравятся сейчас.

Как вывод: я просто не пишу книги, которые мне не нравятся и которые «нужно написать», потому что их требуют читатели и издатели. Я, скорее, вообще не напишу историю, чем она выйдет, но такой, чтобы мне не нравилась. Я плохой писатель-работник, не могу выдавать романы из-под палки или под дедлайны. Я пишу книги медленно.

— Допустим, ваши книги захотят экранизировать. Какую из них вы хотели бы увидеть на экране и кого из режиссеров и актеров представляли бы, как способных воплотить ваши тексты в кино?

Сугубо теоретически я бы посмотрел сериал от BBC по «Кануну». Если представлять мои книги в киноформате, я бы предположил, что в исполнении Тима Бёртона или Гильермо дель Торо они смотрелись бы неплохо. Или от студии Laika, если представлять все это в виде мультфильма.

— Над какими проектами вы работаете сейчас? О чем будут ваши следующие книги?

Я работаю над продолжением «Мистера Вечный Канун» — рождественским романом «Мистер Декабрь». Помимо этого, идет непрекращающаяся работа над габенским циклом и вторым томом «Птиц».


«Птицы» — атмосферный зимний роман, где вас ждут человек в черном, тайны и город, в котором всегда идет снег.

Основная работа идет над романом «Не ловите мух…» из цикла «…из Габена» — это история о редакции местной газеты и о ее ведущем репортере Бенни Трилби. В ней рассказывается о том, что в городе спустя двадцать лет отсутствия появляется (супер)злодей Муха. Это авантюрный детектив, в нем много юмора, приключений и, конечно же, тайн.

Какие книги почитать сейчас

Мистер Вечный Канун

Детективная дилогия с семейными секретами, бестселлер с атмосферой туманной Англии ХХ столетия, где события происходят накануне Хэллоуина. Получив загадочное письмо, Виктор Кэндл возвращается в город детства, где происходят мрачные и странные события, уходящие корнями далеко в прошлое. А в семейный особняк прибывают необычные гости, среди которых явно есть тот, чье присутствие все отрицают…

Бумажная книга Электронная книга

Мое пост-имаго

Эта книга перенесет в мрачный город Габен, где в магазинах продают живых кукол, злодеи плетут хитроумные планы, а доктор-мизантроп вместе с жизнерадостным племянником втянуты в таинственное расследование. Под обложкой вас ждут сразу две истории: «И гаснет свет» — мистический триллер с элементами хоррора, «Мое пост-имаго» — готический детектив с элементами гримдарка.

Бумажная книга Электронная книга

Птицы

В городе, где всегда идет снег, мальчик Финч ищет пропавшего дедушку и делает жуткое открытие: рядом живут существа, которые прикидываются птицами, которые прикидываются людьми. «Птицы» — фэнтези-роман на 800 (!) страниц и авантюрный детектив, полный загадок и тайн. Атмосферную обложку и внутренние иллюстрации для книги создала Полина Граф.

Бумажная книга Электронная книга

Рубрика
Проза
Похожие статьи