Толкина можно по праву назвать властителем дум нескольких поколений. А «Властелин колец» — одно из самых читаемых произведений в истории. Это целая вселенная! И она гораздо глубже и обширнее, чем может показаться на первый взгляд. Приблизиться к ее пониманию поможет исследователь мифологии и фольклорист Александра Баркова.
Здесь — детальное исследование мира, в котором происходит действие «Властелина колец», «Хоббита» и «Сильмариллиона». Мира, основанного на системе знаний из естественных и точных наук. Мира, где спроецированы три культуры: финская, скандинавская и кельтская. Мира, где отражаются универсальные мифологические категории, сохранившихся в мышлении человечества на глубинном уровне.
Арагорн как мировая ось
В мифологии основным пространственно-временным медиатором является мировая ось. Может ли человек нести функцию мировой оси? При определенных условиях — да. Во «Властелине колец» есть один крошечный эпизод, сюжетно не значащий ровным счетом ничего. Тем не менее этот «лишний» эпизод вдохновил множество художников.
Арагорн. Иллюстрация из книги. Художник Елена Куканова
Речь идет о том, как Хранители проплывали через Аргонат. Все действие эпизода сводится к тому, что Арагорн впервые внешне проявляет себя как Король, но видят это только Фродо и Сэм, и ни к каким последствиям эта сцена не приводит. Зачем же Толкин ввел эту линию?
Галадриэль как древнейший архетип
Представления о Богине-матери и Боге земли восходят как минимум к неолиту, а некоторые прослеживаются до палеолита. С IV–III тыс. до н. э. образ Богини-матери объединяется с образом Мирового древа: ее изображают в развилке ветвей или стоящей под ним. Примеры есть и в русской культуре: березка, наряженная девушкой; изображения женской фигуры с поднятыми руками в северорусской вышивке.
Она живет не просто на мэллорне, а на королевском мэллорне, который значительно больше и выше всех прочих. В романе Галадриэль несколько раз воздевает руки (в частности, прощаясь с Хранителями); эта поза настолько знакова, что ее регулярно воспроизводят иллюстраторы, а также выделяют в фильме Джексона.
Вселенная в сердце
Автор книги — фольклорист Александра Баркова — принадлежит к субкультуре толкинистов более 30 лет. Она известна под именем Альвдис Н. Рутиэн, и в 1995–1999 годах была главой клуба «Форменос», а в 1997–1999 годах — председателем совета общемосковского клуба «Эгладор».
Это дает возможность взглянуть на мир Толкина как снаружи, глазами ученого, так и изнутри — глазами того, кто воспринимает Средиземье как пусть нематериальную, но реальность.
В книге есть отдельная глава, посвященная субкультуре толкинистов.
Что еще вы найдете:
- кольцо как персонаж, в котором фольклорные законы оказываются обращенными
- волшебные истории реальных колец
- географическое и мифопоэтическое пространство Средиземья
- «второе вредительство» и архетипы сказки в тексте
- уникальные иллюстрации, фотографии и гравюры
Та часть личности Толкина, которая являла собой ученого-систематика, пробудила другую ее часть — художника-творца, обладающего даром создания целой вселенной. Их гармоничное сосуществование сделало возможным появление особого литературного мира. Приглашаем вас в незабываемое путешествие по нему.
Заказать: