В прошлом сентябре в МИФе стартовал курс «Текст как инструмент» (а сейчас идет набор на второй поток). Для всех участников была предусмотрена приятная опция — публикация в блоге МИФа. Но доступной она становилась только при условии полного прохождения челленджа «50 текстов за 50 дней». Опытом участия в этом испытании я и поделюсь.
Анна Акимова
Поначалу цена в пятьдесят текстов казалась мне непомерной. Но, как только я начала писать, она тут же перестала быть значимой. Ведь по дороге я сделала много неожиданных открытий.
Осознала, что люблю писать, нашла свой голос, изучила тонкости писательского мастерства и познакомилась с чудесными людьми. Челлендж изменил меня изнутри. В какой-то мере он стал опытом самопознания: я открыла в себе любовь к «теплым» текстам.
Точка отсчёта
Вот уже много лет я была влюблена в e-mail рассылки МИФа. В них была какая-то непонятная магия, заставлявшая меня не только читать письма, но и скупать книги пачками. Много раз я пыталась понять, что вынуждает меня нажимать на кнопку «Купить», но разгадать секрет так и не смогла. Поэтому, увидев анонс, тут же решила: «Иду!»
Сказать, что я умею писать, можно было с трудом. Помню, как один из бывших начальников время от времени язвил: «Да-а-а уж, Анна писать умеет!» И при этом так многозначительно закатывал глаза, что все тут же понимали: не умеет. Конечно, с тех пор прошло много лет и кое-чему я всё-таки научилась, но уверенности в своих силах не было. Зато было четкое понимание, зачем мне это надо. И умение работать вдолгую.
Итак, день «икс» настал: 31 августа я получила организационное письмо — меня ожидали десять недель интенсивной работы.
Что помогало в пути
Мне предстояло освоить теорию и тут же применить ее на практике. Знаниями делились именитые эксперты, а практикой было ежедневное написание текстов — те самые 50 текстов за 50 дней. Причем все тексты должны быть сданы вовремя ― каждый день ровно в полночь карета превращалась в кастрюлю. Не сдашь хотя бы один — не видать тебе публикации в блоге как своих лопаток.
Чтобы подготовиться, сначала я внимательно прочитала письмо с описанием механики обучения на курсе. А после выделила время в рабочем графике и настроилась морально. Вообще изучение правил игры до старта — очень важно.
На вводном вебинаре сильно полегчало. Юлия Баяндина — автор курса, партнер и содиректор МИФа — рассказывала, как всё будет происходить, и как бы между прочим заметила: «Мы с вами будем „лепить горшки“». «Вот это новость», — подумала я. А Юлия продолжила:
«Поделюсь историей, которую часто рассказываю в МИФе. Две группы студентов. Первой для зачета нужно слепить один-единственный горшок, но он должен быть самым прекрасным. Слепил ― молодец! А второй нужно слепить очень много горшков. Они могут быть некрасивыми — оценка будет выставляться по весу. Как думаете, у кого были лучшие образцы: у тех, кто сделал один горшок, или у тех, кто много?..
Конечно, у вторых. Потому что много-много практики — это то, что позволяет получить результат. Именно поэтому у вас будут скетчи — простые текстовые зарисовки. И их будет пятьдесят. В них даже не важно количество знаков. Главное — записать свои мысли в соответствии с заданной темой».
«Я поняла, что могу просто творить и верить, что все получится». — Источник: личный архив Анны Акимовой
Поначалу задания были легкими. Помню, в «Поиске сокровищ» нужно было выбрать любой объект (чашку, зеленый цвет, цифру «три») и целый день замечать его. Вот скетч, который я тогда написала:
«„Хм, какое же сокровище мне искать?“ — подумала я, прочитав задание. Обернулась в поисках объекта и увидела розовый лимон на пододеяльнике. „Ну что ж, лимон так лимон“, — решила я и отправилась в дневное путешествие.
Первый образец нашла на кухне: каждое утро я выжимаю лимонный сок в стакан воды. Потом пошла по делам. В чистом виде не обнаружила. Но подумала: а почему я не могу брать объекты, похожие на лимон? И начала искать по общим признакам: что-то желтое, что-то кислое, что-то овальной формы. В результате нашла много желтых вывесок на магазинах, желтый кафель на здании „Ленты“, желтые круги на дверях заправки, очертания лимона в логотипе какой-то компании.
Днем с головой ушла в работу и про задание забыла. Вечером прошлась по дому и обнаружила еще один лимон: на тарелке, которую когда-то раскрашивала моя дочь».
Реперными точками для меня были: каждый 7-й скетч (завершение недели), 25-й («экватор») и 50-й (финал). Больше всего ждала «экватора». Думала, психологически станет легче. Не стало. Но я всё равно двигалась дальше. При этом внутренне гладила себя по спинке за каждый сданный скетч и с нетерпеньем ждала обратной связи.
Алена ― мой куратор — была очень тактична: грамотно и корректно направляла меня в нужном направлении. Никогда не забывала подсветить удачные моменты, при этом мягко указывала на недостатки. И это, конечно, тоже помогало.
Вот пример похвалы:
«Признаюсь, прочитав первые строки пятничного скетча, я похолодела — мгновенный эффект, браво! Вы начали историю с такого события, последствия которого может оценить — и ужаснуться им — любой работающий взрослый 🙂 Даже не доходя до момента, когда вы описываете свои ощущения от случившегося. Сильный прием, который сразу цепляет внимание. А вывод, который вы делаете, создает ощущение законченности: ни убавить, ни прибавить».
А это критика:
«Если говорить о том, как написан текст, то здесь бы хотелось добавить эмоций, с одной стороны, и ваших размышлений и выводов — с другой. Причем в разном формате: свести воедино рацио и эмоции.
И, если позволите, касательно содержания. Каждый из нас читает, чтобы узнать в герое себя, вынести полезное, провести время здорово для собственного удовольствия — эдакий естественный читательский эгоизм 🙂 И автор непременно должен это учитывать: мало кому интересно читать о ком-то — мы должны быть зеркалом для тех, кто соприкасается с нашими текстами».
Как бы я хотела, чтобы вся критика в моей жизни была такой.
Результат: ожидаемый и неожиданный
Результат ждать себя не заставил. Вернее — результаты, ведь их оказалось несколько.
Раньше я могла откладывать текст днями, неделями и даже месяцами. Сейчас же поняла, что могу просто «лепить горшки», получая удовольствие от процесса. И это сработало. Вот фрагмент одного из скетчей, в котором я описала эту мысль:
«Сейчас я только-только распознаю вкус писательства — и он мне нравится. Он похож на свежий, прохладный воздух в лесу после дождя. Я люблю бывать в лесу. Оказывается, я люблю и писать».
Как писать по-МИФовски я тоже поняла — на одном из последних вебинаров Юлия раскрыла секрет. На листе обычной тетради она нарисовала девочку с сердечком и сказала: «Для меня работа с текстами — всегда этот образ: есть что-то внутри меня, чем хочется делиться».
Через пять недель я вдруг обрела свой голос. И подсказку мне дала Алёна:
«Анна, и отдельное спасибо за теплый „винегрет“ (прим.ред. — так назывался один из скетчей). Кажется, у вас здорово выходит рассказывать добрые, уютные истории. Так трогательно и бережно Вы вернули героя в детство, а вместе с ним и читателя: „Федор Михайлович, он же Федя, определял: вот в кастрюлю упало разбитое яйцо, следом за ним плюхнулась мука и полилось молоко“. И, конечно, финал, который отдает безграничным счастьем и покоем».
Прочитав эти строки, я задумалась: а ведь и правда. Те написанные мною тексты, которые я по-настоящему люблю, были именно теплыми. Открытие было приятным.
А еще, пусть и заочно, но я познакомилась с замечательными людьми: Ольгой Брейнингер, Катериной Дроновой, Аленой Лепилиной и, конечно, Юлией Баяндиной. Искренне восхитилась их профессионализмом и человеческими качествами.
Думаю, мой челлендж можно сравнить с путешествием Элли. Той, что из «Волшебника изумрудного города». Ведь она всего лишь хотела вернуться домой, а по пути нашла друзей, прошла опыт преодоления, научилась дружить и прощать.
«Челлендж изменил меня, стал опытом самопознания». — Источник: личный архив Анны Акимовой
Самый главный результат
Результатов оказалось больше, чем я ожидала. Но об одном ― самом главном ― хочу написать отдельно. Челлендж изменил меня, стал опытом самоисследования. Я поняла, что люблю и хочу писать «теплые», душевные тексты.
Пару раз в жизни мне удавалось создать что-то подобное, но тогда казалось, что так я могу писать только для близких. Или только в особом настроении. Раньше я об этом даже не думала, а сейчас вдруг поняла: желание делиться теплом сидит во мне и уже давно рвется наружу. Пришло время выпустить его в свет.
Путь в 50 текстов за 50 дней — сложный, но преодолимый. Главное — это знать, куда ты идешь, и быть готовой к открытиям.
Эта статья написана выпускницей курса «Текст как инструмент». Уже открыт набор на новый поток.
Обложка поста: личный архив Анны Акимовой