Архаичность архетипов Богини-матери и Бога земли приводит к тому, что они, став частью бессознательного, воссоздаются авторами невольно. Наука не располагает привычного рода мифами об этих персонажах: эти представления настолько укоренены в нашем существовании (они восходят как минимум к неолиту, а некоторые прослеживаются до палеолита), что, разумеется, сюжетов от столь глубокой древности до нас не дошло. Причина отсутствия историй не только во времени: образы эти несут печать эпохи, когда переживание мифа было еще аморфным, оно не приводило к формированию сюжета.
Близость к архетипу зависит, как правило, от степени эмоциональности автора; на уровне логики он может вкладывать в создаваемый образ совершенно иной смысл. Все это сполна относится к «Властелину колец». Публикуем любопытные отрывки из книги «Мифология Толкина».
Галадриэль
«Властелин колец» небогат женскими персонажами, но из всех героинь наиболее яркой и востребованной у поклонников является Галадриэль. Хотя если мы сравним эпизоды с ней с ролью в книге Эовин и даже с романтической линией Арвен, то станет очевидно, что популярность Галадриэли определяется отнюдь не сюжетикой. Во всяком случае, эта любовь поклонников никак не соразмерна объему текста, посвященного Владычице Лориэна.
О масштабах популярности стоит сказать отдельно. В первой половине 1990-х годов, когда в толкинистской среде было обычной практикой брать себе имена знаменитых героев книг Профессора, количество «Галадриэлей» было огромно, крылатой стала фраза одного из лидеров фэндома: «Я лично знаю десять Галадриэлей!».
Итак, почему же Галадриэль затмевает прочих героинь?
Ответ на вопрос очень прост: потому что образ Галадриэли во всех деталях воспроизводит архетип Богини-матери.
Богиня-мать
Термин «Богиня-мать» — один из самых востребованных образов мировой мифологии, что приводит к сильнейшему размыванию его сути в популярной литературе и массовом сознании. Так что, прежде чем говорить о проявлении Богини в персонаже Галадриэли, охарактеризуем сам архетип в общих чертах.
Как следует из термина, Богиня-мать связана с рождением ребенка. Однако не только в древнем обществе, но еще и в Европе начала ХХ века процесс родов с большой вероятностью заканчивался смертью младенца, а часто и матери; до взрослого возраста доживал в среднем один ребенок из пяти. Для древнего человека тема рождения была неразрывно связана с темой смерти, это было двуединство, которое и воплощала в себе Богиня-мать.
Этот момент чрезвычайно важен. Если та или иная героиня воплощает одновременно жизненное и смертоносное начало — мы вправе говорить, что это наследница образа Богини-матери. Если же она обладает любыми другими чертами Богини (провидица, владычица воды и так далее), но двуединства жизни и смерти нет — это просто мифологизированная героиня, сопоставлять которую с Богиней-матерью будет ошибкой.
Матриархат
С трактовкой образа Богини-матери в среде современных любителей мифологии и мистики связана еще одна проблема. Это вопрос о матриархате. Повышение роли женщины в современном обществе ведет к тому, что тема матриархата, то есть социальной власти женщин, обретает новую популярность. Однако абсолютное большинство поклонников (точнее сказать, поклонниц) этой идеи не подозревает, что концепция в корне ложна.
Она была создана социологом-любителем Иоганном Баховеном в конце XIX века и, к сожалению, поддержана Фридрихом Энгельсом, после чего вошла в комплекс «единственно верных» положений советской науки. Современными учеными доказано, что за матриархат обычно выдают формы матрилокального брака (то есть прихода мужчины в семью жены) или формы сакральной власти женщин, которые действительно обширно представлены в исторической этнографии, но не имеют ничего общего с социальным и политическим господством.
И хотя «Властелин колец» как художественный текст не может быть принят аргументом в спорах о социальном устройстве древнего общества, показательно, насколько точно Толкин отражает разграничение функций Владык Лориэна: Келеборну принадлежит политическая власть, Галадриэль воплощает мудрость и магическую силу.
Другие черты Богини-матери рассмотрим непосредственно на примере Галадриэли.
Высота, дерево и руки
Образ Лориэна — города эльфов, где жилища расположены на необычайно высоких деревьях, — непривычен для русского человека, однако в европейских странах tree-houses хорошо известны. Несмотря на то что Толкин черпает вдохновение в отчасти реальной практике своего народа, то, что он связывает идею tree-house именно с образом Галадриэли, — чистейший мифологизм.
С древнейших времен (печати протоиндийской культуры Хараппы и Мохенджо-Даро, IV–III тыс. до н. э.) образ Богини-матери объединяется с образом Мирового древа: зачастую ее изображают в развилке его ветвей или стоящей под ним; в культовой практике священное дерево может почитаться как ее воплощение; типологически с протоиндийскими изображениями сходны древнеегипетские изображения Исиды под деревьями (иногда в паре с Осирисом) или Исиды и младенца Гора в камышах.
Примеры почитания дерева как воплощения Богини можно легко найти и в русской культуре: троицкая березка, наряженная девушкой. В северорусской вышивке нередки изображения огромной женской фигуры с поднятыми руками, вместо ладоней у нее могут быть цветы, также существуют композиции, где и сама фигура заменена деревом. Эти изображения восходят к образу Богини-матери, причем поза — воздетые руки — возникла из объединения образов Богини и Древа.
Все это сполна применимо к Владычице Лориэна. Она живет не просто на мэллорне, а на королевском мэллорне, который значительно больше и выше всех прочих, так что Хранителям даже приходится отдыхать, пока они идут по настилу, опоясывающему это исполинское дерево. В романе Галадриэль несколько раз воздевает руки (в частности, прощаясь с Хранителями); эта поза настолько знакова, что ее регулярно воспроизводят иллюстраторы, а также выделяют в фильме Джексона. Примечательно, что с этим иконографическим типом сходен сам облик мэллорна как такового: дерево, у которого ветви отходят от ствола под прямым углом, а потом устремляются вертикально вверх.
Белый и золотой
Цветом Богини-матери является белый; в частности, это цвет полотна, которое используют в многочисленных ритуалах, восходящих к ее культу. Другой ее символ — золото как атрибут потустороннего мира и сферы верха, а также золотое кольцо.
Посмотрим на цветовые характеристики Лориэна и его Владычицы.
«Высокие, все в белом, величественные и прекрасные предстали глазам пришедших легендарные правители Лориэна. Волосы Владычицы Галадриэли отливали старым золотом…» Но и это не все. В описании чудесного леса фактически упоминаются только три цвета: белый, золотой, изредка зеленый.
«На вершине двойным венцом росли два круга невиданных деревьев. Составлявшие внешний круг блистали белоснежной корой… Бледное золото крон мерцало и переливалось под ветром. Трава на склонах кургана пестрела звездчатыми золотистыми цветами».
«За рвом вышли на дорогу, мощеную белым камнем. Город зеленым облаком высился слева, и, по мере того как ночь вступала в права, все больше огоньков вспыхивало в вышине, переплетаясь со звездным небесным узором. Белый мост подводил к городским воротам…», «…из него брал начало белый в свете множества светильников ручей».
Цветы, растущие в Лориэне, — это золотой эланор и белый нифредил.
Все это создает образ потустороннего мира. Пропп в «Исторических корнях волшебной сказки» подробно прописывает («Белый цвет есть цвет смерти и невидимости», — пишет он в главе «Таинственный лес», раздел «Слепота яги».) белый цвет как цвет духов, символ невидимости для живых — вспомним о запретности Лориэна, его недоступности для простых смертных; золото же есть знак самого сердца потусторонних миров; равно как и золотые косы иномирных красавиц.
Увенчанная светом. Иллюстрация из книги. Художник Елена Куканова
Тема золота, сияния в образе Галадриэли органично сочетается с уже проанализированной темой Древа. По мысли Толкина, имя «Галадриэль» — «Увенчанная Светом» — это синдаринская форма ее имени, где корень «галад», «свет», оказался омонимичен другому синдаринскому корню «галад», «дерево» (в названии лориэнских эльфов — галадрим — «древесный народ»). Так Толкин в самом имени своей героини соединяет образы света и древа.