«Если можешь не писать, не пиши», — сказал однажды Л. Н.Толстой. Но что делать тем, у кого нет профессионального образования писателя, филолога или журналиста, но писать хочется? Что если синдром самозванца уже настиг вас и от одной мысли, что можно и нужно выражать свои мысли на бумаге, становится плохо? А вдруг писательство все-таки для избранных?
Ответы на эти и другие вопросы я получила на курсе «Текст как инструмент».
Меня зовут Светлана, ученый, практик, консультант по кадровому делопроизводству и управлению персоналом, а теперь еще и выпускница курса «Текст как инструмент».
Светлана Пугач, выпускница курса «Текст как инструмент»
Почему курсы МИФа?
Я выбрала этот курс, так как регулярно покупаю книги издательства и ни разу не столкнулась с тем, чтобы в аннотации обещали что-то, чего нет в книге. И если МИФ обещает, что «писать может каждый, было бы желание», то нужно отодвинуть своего самозванца подальше и пройти курс.
Как я решилась пойти на курс «Текст как инструмент»
В декабре увидела рассылку МИФа о курсе, сами занятия планировались в сентябре следующего года. Для меня это был существенный плюс, так как я обычно веду несколько проектов одновременно и планирую свою занятость заранее.
Еще одним аргументом стала цена: чем раньше покупаешь, тем больше скидка. Я брала тариф с обратной связью, цена была весомой для меня, поэтому скидка порадовала.
Страхи и сомнения
Без страхов и сомнений не обошлось. Я боялась, что не справлюсь с объемом заданий (а писать нужно было по одному тексту ежедневно 50 дней подряд), и деньги будут потрачены зря. Было страшно столкнуться с критикой со стороны куратора и сокурсников и понять, что синдром самозванца прав.
Процесс обучения
Но реальность и наши страхи, как правило, не имеют между собой ничего общего. В процессе обучения я четко это поняла. На старте мы получили простые и ясные инструкции, как будет проходить учеба. 50 текстов — необязательное требование, но тем, кто их напишет, обещали кучу плюшек, в том числе публикацию в блоге МИФа (как видите, я была успешна в выполнении заданий, а МИФ — последователен в выполнении своих обещаний).
Нас объединили в чат, где куратор еще раз объяснила, как будет проходить курс, рассказала о правилах взаимодействия друг с другом. Там можно было задавать вопросы, делиться мнениями и своими текстами, просить совета и критики. Нас заранее предупредили, что критика должна быть конструктивной и использовать ее нужно только, если человек о ней просил.
Потом начались наши учебные будни. В полночь открывалось очередное задание, которое нужно было сдать в течение суток. Задания были интересными, необычными, редко сложными, а порой — совершенно неожиданными. Мне нравилось писать «Тексты-винегреты»: тебе дается 5 разных слов или словосочетаний, из них нужно составить текстовую зарисовку.
Пример слов для одного задания:
- Хлопок (ударение выбирайте сами)
- Пирожки со сливовым повидлом
- Федор Михайлович
- Орисаба
- Лилейнораменная
- Благовония
А вот что у меня получилось:
«Федор Михайлович сидел на софе, наслаждался пирожками со сливовым повидлом и мечтал посетить Орисабу. Да не просто так, а непременно в компании лилейнораменной красавицы, окутанной благовониями.
Но тут раздался хлопок, затем шипение сбежавшего на плиту борща и послышались вопли жены, которая говорила все, что она думает о жизни в целом и Федоре Михайловиче в частности.
„Вот тебе и Орисаба с красавицей…“ — вздохнул он и поплелся разбираться с проблемой. Получить половником никак не входило в его планы на воскресный день».
Раз в неделю мы собирались на вебинарах с экспертами. Они делились своим опытом, наработками и лайфхаками, которые потом нужно было отработать в текстах.
Результаты и выводы
К 50-му тексту я с удивлением осознала, что могу писать в любых условиях: в экскурсионной поездке, валяясь на больничном с температурой, в перерывах на работе. Мои тексты стали яснее, чище и точнее.
Я стала лучше понимать себя и других и, наконец-то, осознала, что хорошо пишу. Это не результат самообмана или попытка выдавать желаемое за действительное: на выходных куратор давала подробную обратную связь по текстам, которые мы написали за неделю. И это можно считать полноценной консультацией, только в письменном виде. Она отмечала, что получилось хорошо или отлично, объясняла, почему именно так. Если что-то не получилось, нам давали рекомендации, как все исправить.
Я поняла, что письмо — это навык. Чем больше пишешь, тем лучше тексты. Нужно просто знать, как это делать.
Текст может помочь разобраться в себе и мире, посмотреть на привычные вещи с другой стороны и обогатить жизнь. Это действительно инструмент. Главное — уметь и хотеть им пользоваться.
Автор статьи: Светлана Пугач, выпускница курса «Текст как инструмент».
Статья написана после обучения на курсе «Текст как инструмент». Уже скоро стартует новый поток. Если хотите учиться с нами и получить самые приятные условия — записывайтесь на этой странице.
Обложка статьи: unsplash.com