Освоение писательского дела требует от новичков немалых усилий. Хорошо, что всегда находятся мастера слова, готовые выручить советом в трудную минуту. Однако иногда хочется услышать рекомендации и от тех, кто только начинает свой путь в этом ремесле.
Меня зовут Лилия, я выпускница курса «Текст как инструмент» и начинающая писательница. В этой статье я хочу поделиться своим опытом, удачами и неудачами, а также рассмотреть основные проблемы, с которыми сталкиваются писатели-новички.
Лилия, выпускница курса «Текст как инструмент»
Ловите момент
Вдохновение непредсказуемо, неуловимо и очень часто подстерегает нас в моменты, когда нам совершенно не до него. Бывает, загорится какая-то мысль в голове, когда идешь по улице, думаешь, что запишешь позже, — и… забываешь. Звучит знакомо? Такие внезапные идеи — это искры «чистого» вдохновения, которые нужно вовремя ловить и не давать им погаснуть. Именно озарения «в моменте» являются отражением вас самих, они и есть ваш особенный голос. Так что старайтесь держать наготове блокнот и ручку или «Заметки» в телефоне.
Пробуйте
Хоррор-рассказы, философские притчи, поэмы, фэнтези-романы или автофикшн — в начале писательского пути авторам бывает сложно определиться с жанром и стилем повествования. И единственный полезный совет в таком случае — с самого начала пробовать себя в разных жанрах. Рано или поздно вы найдете те варианты, которые подойдут именно вам и будут соответствовать вашим целям. Например, попробуйте описать одно и то же событие в разных жанровых рамках, и вы почувствуете, с каким форматом вам удобнее работать.
Не пишите каждый день
«Что? Все же говорят наоборот!» — подумаете вы. Но каждый, кто пробовал писать больше десяти дней подряд, понимает, насколько это сложно и часто напрасно.
Регулярность, безусловно, важна, чтобы выработать привычку писать. 30-ти- или 50-тидневный марафон будет интересным опытом для всех. Но такой челлендж-подход на постоянной основе полезен не каждому, некоторых это может демотивировать. Намного полезнее будет в целом завести привычку писать с комфортной для вас периодичностью, например, три раза в неделю.
Найдите поддержку «извне»
«Что-то сегодня совсем не пишется», «как-то некогда» и «не знаю, о чем написать в этот раз» — топ-3 отговорок, которые отделяют вас от развития писательских навыков. Мы уже обсудили необходимость писать регулярно, но как мотивировать себя соблюдать темп систематических тренировок?
Решить проблемы с самоорганизацией помогут люди «со стороны»: друзья, с которыми вы делитесь своим творчеством, наставник или райтинг-бадди (другой писатель-новичок, с которым вы будете обмениваться творчеством с определенной периодичностью).
Еще один хороший вариант — записаться на курс со строгими дедлайнами сдачи текстов, например, «Текст как инструмент» от МИФа.
Кроме того, делясь своим творчеством с другими, вы получаете бесценную обратную связь, без которой невозможен труд писателя.
Добавляйте лишнее
Не всегда получается писать лаконично и строго по существу, особенно когда еще не нашел свой собственный голос. Что уж говорить о страхе белого листа. Иногда для того, чтобы «расписаться», нужно писать все, что приходит в голову, «лить воду», ведь и в воде иногда можно найти драгоценности.
Не бойтесь добавлять в текст лишнее. Внезапное лирическое отступление на полстраницы — почему бы и нет? Главное, не забыть на этапе редактирования слить все бесполезное, оставив только сокровища.
Прислушивайтесь, но не зацикливайтесь
«Для того чтобы хорошо писать, нужно найти свой собственный голос». Подобную фразу можно встретить в советах для писателей у многих авторов — от Курта Воннегута до Вендига Чака. Но как его найти, постоянно слушая чужие? Очень просто — перестаньте зацикливаться на советах разных авторов, ведь они составлялись на основе опыта других людей, и необязательно подойдут вам.
Подумайте, что в творчестве важно именно для вас, что мотивирует и вдохновляет, отталкивайтесь от своих собственных ощущений. Или найдите такие советы, которые будут вам близки.
Будьте терпеливы и терпимы
Допустим, образ читателя определен, текст уже написан, история рассказана, нужное добавлено, лишнее вырезано, что дальше?
Текст уже свободно существует без своего автора-родителя, но вы все еще за него беспокоитесь. Будьте готовы к самой разнообразной реакции от читателей, к самым фантастическим и неприятным интерпретациям написанного. Сколько людей, столько и мнений, не принимайте все слишком близко к сердцу, отпустите написанное. Похвалите себя за то, к чему пришли, и не останавливайтесь, даже если что-то пошло не так.
И последнее наставление — не бойтесь экспериментировать, у вас все обязательно получится!
Автор статьи — Лилия Мещерова
Обложка статьи: freepik.com
Статья написана после обучения на курсе «Текст как инструмент». Уже скоро стартует новый поток. Если хотите учиться с нами и получить самые приятные условия — записывайтесь на этой странице.