В МИФе готовится к выходу фэнтези «Волчица, покорившая хаос» — история со множеством миров, вдохновленная японской мифологией. Затаив дыхание, ждем ее выход. Пока же поговорили с автором книги и победительницей третьего потока курса «ЦЕХ» Ами Д. Плат об истории и героях, а также о том, как проходила работа над рукописью и какие писательские привычки помогают творить.
— Ами, расскажите о себе: кто вы по профессии и кем работаете?
По образованию я историк и психолог. Работала в управлении персоналом в авиастроительной компании, а в прошлом году уволилась, чтобы заниматься только писательством. Мне нравится писать в разных жанрах, особенно фантастику и фэнтези.
Писательница Ами Д. Плат. Фото из архива автора.
— О чем будет ваша книга?
В МИФе выйдет книга «Волчица, покорившая хаос» — это фэнтези в японском стиле. Главная героиня Миюки думает, что на ее семье лежит проклятие оборотня, но оказывается, что это вовсе не проклятье, а дар. Теперь ей предстоит избороздить разные места, чтобы найти пропавшего друга и защитить мир от Хаоса.
Мне нравится говорить, что это книга о любви к путешествиям. Но в первую очередь это история о поиске себя и своего места в мире. Меня давно увлекала идея противостояния порядка и хаоса в жизни каждого человека, и я нащупывала подходящий сеттинг, чтобы ее рассказать.
— В каком же мире разворачивается история?
В книге несколько миров. Первый похож на древний и сверхъестественный, здесь Миюки путешествует по странам, напоминающим Японию и Китай. Второй мир больше похож на наш, только в нем никогда не было магии, в нее даже не верят. Здесь герои путешествуют повсюду — от Америки до Азии. Еще есть мир мертвых, межмирье и другие.
Я выбрала Японию, потому что знакома с сеттингом. Раньше у меня было хобби — делать субтитры к аниме. Поэтому мне хотелось преобразовать все накопленные впечатления, создать что-то новое и в то же время трендовое.
— Расскажите немного о героях. Кто они и какое испытание их ждет?
Главных героев трое. Миюки — простая японская девушка, которая боится будущего. Но когда узнает, что обладает некой силой, то решается отправиться на поиски пропавшего год назад возлюбленного. Второй герой — Коити, друг детства Миюки, который ищет способ выжить и смириться с предательством отца.
Третьего персонажа зовут Эол. Однажды его предал напарник, с тех пор он больше всего боится забвения и одиночества. Эол становится наставником Миюки в путешествиях между мирами и учится снова любить и доверять.
— Чем вдохновлялись, продумывая персонажей и их характеры?
Когда я только работала над завязкой, в голове крутилась песня из аниме «Волчица и пряности» — The wolf whistling song. Она легкая и веселая, но в то же время в ней есть классный рассказ. Наверное, из-за нее многие герои часто поступают легкомысленно.
В остальном это немного грустная история. У меня была близкая подруга Вика. Она с детства сильно болела, и врачи говорили, что она не доживет до восемнадцати. Но Вика никому не рассказывала о своем диагнозе, жила полной жизнью, много путешествовала и по-настоящему умела дружить. Три года назад ее не стало, ей было 32. Я очень по ней скучаю. Не могу сказать, что Миюки — это Вика. Скорее, история Миюки — подарок, который бы Вике понравился, а еще напоминание всем, что не нужно бояться, откладывать жизнь, подчинять ее идеальному порядку. Нужно пытаться проживать каждый день на полную, дышать полной грудью. Но книга не морализаторская, а именно интересное и вдохновляющее приключение.
— Почему вы решили пойти на курс «ЦЕХ»?
На тот момент у меня было несколько законченных детских книг и один большой роман, но я не знала, как попасть в издательство. Мне очень хотелось подержать в руках свою книжку, напечатанную в красивой твердой обложке. Я отправляла рукописи в разные издательства, но в ответ получала либо отказы, либо тишину. Тогда я решила, что нужен новый подход. Им стал курс «ЦЕХ».
— В начале курса у вас уже были наработки текста?
У меня была готовая рукопись другой работы — «Авиатрисы». В домашних заданиях я продумывала ее позиционирование, уникальность и все, чему учили в первый месяц, а сам текст уже не трогала, он был закончен до старта курса. «Авиатрисы» -— книга о войне, где одна из сторон изобретает новое оружие — самолеты, пилотировать которые могут только избранные девушки. История происходит в мире стимпанка.
Также во время курса я стала работать над «Волчицей, покорившей хаос». У меня была продумана только завязка, получается, писала роман с нуля.
— Что полезного дал вам курс?
В первую очередь я узнала, как позиционировать свою рукопись. Еще научилась общаться с издателем — если не на одном языке, то хотя бы на похожем. Я начала понимать, чего от меня хотят редакторы, как им писать и что предлагать. Немного разобралась с трендами и поняла, почему получала отказы.
Также узнала много о внутренней кухне издательств, что помогло легче воспринимать какие-то процессы. Например, раньше я не знала, что редактор, получивший (и полюбивший) вашу рукопись, должен подготовить материалы к редсовету и перед коллегами защитить проект. То есть ваш текст должен не только понравиться одному конкретному редактору, но еще продемонстрировать свой коммерческий потенциал всей команде. Из этого вытекает следующий пункт: курс научил правильно писать сопроводительные письма и предоставлять всю необходимую информацию для принятия решений.
— Как проходила работа над книгой? Что было самым сложным, а что давалось легко?
«Волчицу» я написала довольно быстро. Весной еще сомневалась, что успею до окончания обучения, обдумывала идею. Сначала хотела участвовать в конкурсе рукописей с книгой «Авиатрисы», но поняла, что у МИФа нет подходящей серии для нее. В этом тоже ценность курса — сразу потестить идеи с редакторами и кураторами. Я видела, что у меня не получается донести до них коммерческий потенциал истории.
К лету я поняла — чтобы победить, нужно отправлять фэнтези. У меня оставалось совсем мало времени, поэтому составила поглавный план и писала по 15 тысяч знаков в день. Я сама не верила, что успею. Говорила себе: «Если что, отправлю фантастику или поучаствую в следующем году». Но на самом деле внутри все горело: я знала, что не могу себе позволить откладывать на год.
На курсе мы говорили о том, что книга должна попасть в серию. Получается, надо знать, кому отправить рукопись, кто ее поймет и захочет увидеть на своей полке. И на фантастику «Авиатрисы» пришел оффер от другого издательства, потому что я начала продвигать книгу, как говорили на курсе. Это, конечно, сильно меня мотивировало дописать в срок «Волчицу, покорившую хаос». Курс в любом случае не прошел бы для меня зря, но победить все равно хотелось.
— Обучение на курсе довольно интенсивное: много информации и заданий. Что помогало не бросить и мотивировало в пути?
Прямо перед началом «ЦЕХа» я уволилась с работы, так что время на учебу было.
Очень помогло, что муж поддержал меня в этом решении. Честно говоря, я давно думала, что нужно что-то менять. Хотя работа была классной, я понимала, что так отказываюсь от своей мечты. В то время я ничего не хотела так сильно, как издать книгу. Муж поддерживал во время обучения и говорил, что успею все написать. Я в это не особо верила, но все равно делала — а он верил за нас двоих.
— Что почувствовали, когда победили в конкурсе и узнали, что книга выйдет в бумаге большим тиражом?
Сначала не могла поверить, что меня выбрали. Мне очень долго не говорили, выйдет ли книга в бумаге — и было так страшно! Если говорить объективно, кому нужно фэнтези в электронном виде? Читатели жанра ценят красивое оформление, качественную обложку.
А сейчас меня пугает большой тираж. Но я верю, что история классная, динамичная и яркая. В ней есть и полюбившиеся всем тропы и свои изюминки, поэтому очень надеюсь, что она понравится читателям, а мы с МИФом сможем выпустить, например, новую книжку по этой же вселенной.
— В чем для вас ценность работы с издательством?
В поддержке. Говорят, что писательство — дело одинокое. Я в корне с этим не согласна и верю в дружбу и силу сообществ. Если бы меня не поддерживали муж и друзья, я бы на дописала рукопись. А если бы меня не поддерживала команда издательства, я бы не решилась выложить книгу, напечатать или продвигать сама. Мне нравится, что в МИФе работает большая дружная команда профессионалов, которая всегда поддержит, ответит на вопросы и успокоит.
— Кому подарите первые экземпляры книги? Кому рекомендуете ее читать?
Подарю мужу и своим подругам, которых я очень-очень люблю. «Волчицу, покорившую хаос» советую поклонникам фэнтези, книг о любви и эпичных историй, а также всем, кто любит Азию, путешествия, аниме, дорамы, приключения, динамику и яркое погружение в сюжет.
«Авиатрисы» — это книга о том, что происходит с человеком, который попал в горнило войны не по своей воле, о дворцовых интригах и сложных отношениях. Ее рекомендую тем, кому нравятся неожиданные повороты, стекло, мир дирижаблей и поездов на паровой тяге.
— Как вы думаете, кому будет полезен «ЦЕХ»? И к чему нужно быть готовым, чтобы обучение принесло пользу?
Однозначно стоит идти на «ЦЕХ» тем, кто хочет написать и издать книгу, но не знает с чего начать или почему получает отказы. Нужно быть готовым уделить время обучению: не только просмотру лекций, но и домашкам. В чате нашего потока регулярно спрашивали, можно ли не делать домашние задания. Конечно, можно, никто вам двойку не поставит. Но лучше реально оценивать ситуацию: в конце курса из всех домашек нужно сделать презентацию по вашей рукописи. Плюс нужно закончить в срок сам текст и синопсис, который мало кто умеет правильно писать. Не стоит оставлять все на последний день.
Я помню, одна домашка у меня заняла десять часов. Десять! А их на курсе много. Если человек настроен на победу, то лучше заранее выделить время на просмотр лекций, домашки и подготовку, чтобы перед дедлайном спокойно собрать презентацию, оформить, вычитать текст и отправить. Даже если вы не выиграете конкурс, у вас будут готовы материалы, с которыми вы пойдете в любое издательство.
— Расскажите, пожалуйста, о ваших писательских привычках.
Я пишу уже несколько лет, за которые у меня выработался некий режим. Сначала появляется задумка, потом какое-то время она зреет в голове. Затем я пишу поглавный план. Мне нравится составлять поглавники в перелетах — это уже традиция. После этого сажусь писать.
Бывают недели, когда я пишу по 20–30 тысяч знаков в день, потом мне нужен перерыв. Я считаю, что это время необходимо, чтобы идеи могли сформироваться. У меня бывают застои после первых 40 тысяч знаков, в середине и еще один перед кульминацией и концовкой. Последний перерыв самый морально тяжелый. Кажется, что книга почти закончена, осталось совсем чуть-чуть, но не идет. Я стараюсь себя не ругать, а дать время. Перечитываю текст с начала, потому что всегда находится какая-нибудь забытая линия или чеховское «ружье». Потом дописываю и отдаю читать друзьям.
Я люблю учиться и тоже отношу это к привычкам. Если время позволяет, прохожу писательские курсы, если нет, то читаю хотя бы книги о писательстве.
— Что помогает настроиться на работу?
Подготовка рабочего места. Писать я могу в любое время и в любой позе — на кровати, диване, за столом. Главное, чтобы было уютно, красиво и удобно. Иногда ухожу писать в бар недалеко от дома, там днем не бывает посетителей, а музыка и атмосфера приятные.
Когда устраиваюсь, то закрываю глаза и какое-то время представляю себе сцену, на которой закончила и следующую за ней. Когда вижу все четко, начинаю писать. Если возникает ступор, цепляюсь за какой-нибудь нюанс: лицо героя или деталь интерьера, может, цветок или листик. Описываю сначала его, а потом разворачиваю всю сцену.
Люблю писать в путешествиях. Стараюсь не работать по выходным, чтобы не перегорать. Однако могу сделать исключение, если что-то срочное или идея не дает спать по ночам.
— Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать автор художественной литературы?
Богатое воображение, начитанность, любознательность. Обязательно — четкое мнение по вопросу, о котором вы пишете, чтобы у книги был стержень, идея, а вас можно было узнать в истории. У каждого человека есть триггеры, возможно, отношения с родителями или партнером, экология, здравоохранение — что бы это ни было, у автора должна быть непоколебимая позиция. Чтобы вас находил именно ваш читатель. Тема — это еще и элемент авторского стиля.
— Как справляетесь с писательским блоком? Что рекомендуете новичкам?
Нужно оставаться в состоянии гармонии. Если не пишется день, два, неделю — не ругать себя, а отдохнуть. Если блок затянулся, то следует перестать жалеть себя и начать работать. То есть помнить — где та грань, когда еще можно прокрастинировать и уже пора дать самому себе «волшебного пинка». Например, сказать: «Я писатель, поэтому сажусь и пишу». Можно начать с фрирайтинга, помогает расписаться. Главное — не позволять себе просто так ничего не делать.
Если нужно время, чтобы созрели идеи, то стоит отдыхать, радовать себя, гулять, встречаться с друзьями. Обязательно получать новые впечатления и эмоции. Я уверена, что эмоции — двигатель писательского процесса. Не отказывайте себе в яркости, в экшене, а потом перерабатывайте эту энергию в книги. Делайте заметки.
— Есть ли у вас идеи для новых книг?
Их очень много. Я бы хотела писать с той скоростью, с которой генерирую идеи или хотя бы читаю. Но обычно я не позволяю себе уходить дальше задумки или примерного плана, пока не закончу текущую рукопись. Конечно, иногда хаос врывается в нашу жизнь, тогда все идет не по плану.
Сейчас я дописываю второй том «Авиатрис» и спин-офф «Волчицы, покорившей хаос» (китайское фэнтези про злодея-тигра), потому что книги выходят почти одновременно и продолжения родились тоже одновременно. Когда сдам обе работы редакторам, возьмусь за одну из новых задумок. Я бы хотела написать фэнтези о шаманах, интеллектуальную фантастику о будущем — там аж две задумки. Еще у меня написана одна глава триллера в стиле «Черного зеркала». Так что могу заверить совершенно точно: вы со мной не соскучитесь.
Фотографии предоставлены писательницей Ами Д. Плат.